?

Log in

No account? Create an account
Daikyojū Gappa/Monster From a Prehistoric Planet/Гигантское чудовище Гаппа (Япония, 1967) - xraptor

> Recent Entries
> Archive
> Friends
> Profile

June 29th, 2013


Previous Entry Share Next Entry
08:49 pm - Daikyojū Gappa/Monster From a Prehistoric Planet/Гигантское чудовище Гаппа (Япония, 1967)

Очередная история о "гигантских монстрах". Экспедиция едет на удалённый остров на поиски редких зверей для нового сафари-парка, а находит ужас, летящий на крыльях ночи, в прямом смысле.

В американском прокате фильм назывался "Монстр с доисторической планеты", однако правильное название именно "Гигантский монстр Гаппа" - не путать с клювоголовой помесью черепахи и лягушки каппой - персонажем японской мифологии, знакомому многим советским людям по повести Акутагавы «Страна водяных». Впрочем, скорее всего Гаппа и Каппа - слова однокоренные, и подобно тому как "Годзилла"/"[Годжира]" получилась из смешения "Кудзира"- кит и "Горилла/[Горира]", Гаппа получилась из G (Giant)-Cappa, ну или что-то вроде этого.

Набор персонажей не очень оригинален: прогрессивный неженатый юноша-журналист, прогрессивная незамужняя девушка-журналист, неуклюжий растяпа, мудрый туземец, честолюбивый учёный, охочий до денег толстосум, и дети — лучшие друзья всех крупных чудовищ.

7 48
3 1

Остров достигнут. Остров тропичен, оснащён вулканом, и населён аборигенами, почитающими Гапп - могучих загадочных существ, якобы влияющих на вулканическую активность.
8 14
Туземный мальчик Цаки знает про Гапп больше всех - позже, когда монстры оттопчатся по острову, его подберёт некий подозрительного вида Доктор МакДональд с американской подводной лодки, и доставит в Японию.

Умиляет стремление японцев к корпоративному единообразию - у всех членов похода трогательные одинаковые шапочки, гольфики, повязочки.
10 12

В процессе недолгих прогулок по острову деятельности обнаружено Яйцо.
Логика жанра неумолима: из яйца вылупляется неведома зверушка, её тотчаз сажают в клетку и везут в исследовательский центр, устанавливать видовую принадлежность и определять коммерческий потенциал.

18 19

Стоит ли говорить, что решение вывезти младенца из гнезда было опрометчивым? С грозным бурлением из воды поднимаются разъяренные родители - Гаппы.
Вот как они выглядят: клюв, крылья, лапы, когти, хвост, чешуя. Петухозавр? Дятлодзилла? Даже не знаю как обозначить эти существа.

22 34
Честно говоря, сейчас смотреть без улыбки не получается, сразу вспоминается сердитый петух из какого-то мультфильма.

Тем не менее, летают Гаппы красиво - с помощью реактивной тяги.
32 45

И начинается традиционный разгром Японии. Горят заводы, рушатся небоскрёбы и архитектурные памятники - мама-гаппа и папа-гаппа ищут отпрыска.
Кто из них мама, а кто папа - досконально не ясно, но будем считать, что у кого хохолок побольше - тот папа, соответственно у кого поменьше - мама.

72 58
86 73

Обратите внимание — мама-гаппа держит в клюве осьминога (само головоногое размером с вагон, судя по масштабу). С эти осьминогом интересное дело. Сперва она выныривает без него, потом окунается на несколько секунд, опять выныривает, но уже с осьминогом, чинит погром, зажав его в клюве, а потом выплёвывает, когда военные открывают огонь из танков. Что хотели этим сказать, не очень ясно. Но запоминается. Сейчас, наверняка, последовал бы кадр, как осьминог грохается на ресторан морепродуктов, но тогда вставлять всюду постмодернистские шуточки ещё не было хорошим тоном.

91 96

Местные рок-н-ролльщики заинтригованы происходящим.
33
Справа — циничное уничтожение клуба культурного досуга.

Отпрыск, тем временем, томится в неволе. О том, что птенца будут искать мама с папой учёные догадываются, мягко говоря, поздновато.
28 31

Японское руководство, тем временем, безответственно направляет танки и самолёты на верную погибель - гаппы яростно жгут всё на своём пути синим пламенем. Авиации, причём, досталось больше всего - я насчитал 15 сбитых самолётов.
39 38

Ну а с береговыми ракетными установками лучше всего расправиться, произведя цунамиобразующий бултых.

53

Наконец голос разума услышан, дитя гаппы транспортируется на аэродром дирижаблем и вручается родителям.
61

Финал счастлив, мелодраматичен, и слезоточив - воссоединение семейства всех не только умиляет, но ещё раз убеждает в ценности семейных отношений, благо все главные персонажи выжили. Даже заблуждающиеся (трудно назвать их отрицательными) герои осознали свои ошибки и раскаялись, а прогрессивная девушка-журналист решила уволиться, и посвятить себя семье. Гаппы же величаво улетают в рассвет, выполнив кармическую миссию по утверждению духовных скрепов и восстановлению моральных ориентиров.
62
69 68

Как я упоминал, есть японская и американская версии. Я посмотрел обе. Несмотря на то, что фактически порезано не так много, локализации разительно отличаются по воздействию. В американской версии изменены начальные и финальные титры, что основательно гробит атмосферу фильма. В оригинале, в начале звучит жизнеутверждающая песенка в исполнении Katsuhiko Miki, настраивающая на лёгкий, приключенческий лад, она же звучит и в конце, внушая радость, оптимизм, и веру в светлое будущее.

А теперь дискотека - вот сама песенка, с залихватской сёрфовой гитаркой, рыком, бабахом, и прочими звуковыми излишествами. В фильме чуть другая версия.




..Американцы весь этот праздник души покромсали, и пустили везде нейтральную оркестровку. В результате, в начале ожидаешь заурядный страрорежимный sci-fi, а финал насыщен чрезмерным пафосом. Ну и урезание 2.35 : 1 до квадрата тоже радости не прибавило. На ютубе выложена американская версия целиком, но в очень, очень плохом качестве.

Сюжет — весьма органичное слияние историй о Годзилле и о Кинг-Конге, кроме того фильм отлично сбалансирован - тут нет типичных для жанра затянутых сцен, когда два гигантских монстра лупят друг-друга наотмашь минут двадцать, перетаптываясь на одном пятачке. Однако "кайдзю-эйга" - фильмы о гигантских чудовищах - жанр дюже специфический, и рекомендовать всем я бы его не стал.

Милое, нескучное, и в своём роде даже душеспасительное кино. Можно смотреть детям.


Tags:

(4 comments | Leave a comment)

Comments:


[User Picture]
From:adzhaya
Date:June 29th, 2013 06:46 pm (UTC)
(Link)
"Петухозавр? Дятлодзилла?" - Кенгуроклёст с трогательными, трогательными глазами.

Песенка, действительно, хорошая.
[User Picture]
From:xraptor
Date:June 29th, 2013 07:13 pm (UTC)
(Link)
"Кенгуроклёст" - отлично! Видовая принадлежность установлена, так и запишем :-))
[User Picture]
From:rip1999
Date:June 30th, 2013 09:42 pm (UTC)
(Link)
1) отличная рецензия!
Вау!
2) неужели у японцев так переломилась в сознании беспомощность от атомных бомб? (модельки танков жжгут!)
3) у тебя есть этот скан?
conzept
[User Picture]
From:xraptor
Date:July 1st, 2013 08:33 am (UTC)
(Link)
2) О причинах возникновения чудаковатых, с точки зрения европейца, японских жанров много сказано - там комплекс причин, и не только атомные бомбы. Начиная специфическим фольклором и проживанием в зоне сейсмической опасности, и кончая изменением традиционного уклада с началом индустриализации.

3) Не, такого нет :-) Это что-то совсем древнее. Для игры какой-то настольной делал, вроде. Потом ещё заказчик сказал, что нужен вид сверху. Звездолёты у меня какие-то остались, несколько, тоже примитивные довольно, но уже, думаю, не актуально :-)

И робот, робот был, на ватмане! Как раз скоро "Тихоокеанский рубеж" выходит, про гигантских роботов, интересно сравнить моего 20-летней давности, и оттуда.

> Go to Top
LiveJournal.com