?

Log in

No account? Create an account
Gravity/Гравитация (США, 2013) - xraptor

> Recent Entries
> Archive
> Friends
> Profile

October 6th, 2013


Previous Entry Share Next Entry
08:23 pm - Gravity/Гравитация (США, 2013)

Впечатляет и возбуждает. Молодец Альфонсо Куарон. В кои то веки миру явлен не тупой блокбастер - суперзрелищный, сделанный на высочайшем техническом уровне, и в то же время не держащий зрителя за идиота.

Сюжет взывает к старому мифу "что будет если на орбите взорвать ведро с гвоздями". Ничего не будет хорошего, утверждают авторы фильма. Одна за другим рушатся околоземные станции, сметаемые облаком космического мусора, а чудом уцелевшие астронавты вынуждены бултыхаться в пространстве, экономя воздух, азот для ранцевых двигателей, и отчаянно пытаясь выжить и найти способ вернуться на Землю.

Разрушение орбитальных агрегатов показано грандиознейше, иначе не скажешь. Манипуляторы, иллюминаторы, крышки, кронштейны, солнечные батареи, парашюты, шланги, баки, баллоны, антенны, куски обшивки, болтики, винтики, гаечки, всё летит, несётся во все стороны, вертится, крутится, сталкивается. Выписанное, детализированное, и на редкость похожее на правду.. Беспрецедентное, даже неприличное упоение техническими подробностями, такое космонавтское порно в хорошем смысле этого слова.

Что касается "клюквы", вопросов к физике и мат.части, мелодраматических пауз, и прочих издержек блокбастеростроения - всё есть, но на порядок меньше чем это обычно бывает. Без провисаний, чётко, по делу, несложная, но выверенная драматургия, невиданная доселе реалистичность ("Аполло 13" не в счёт, т.к. там воссоздание исторических событий), вменяемые персонажи. Правда, я не поклонник актрисы Буллок, но Буллок, так Буллок. Роли не слишком сложные, и особых претензий к ним нет.

Неожиданно отличную рекламу сделали нашему аппарату "Союз-ТМ". Причём как с сюжетной точки зрения (отработал на ура), так и чисто с эстетической. Этот буроватый бочонок с головкой-жёлудём бытового отсека и шишечкой стыковочного устройства, уютный, надёжный, и очень даже милый на вид. А уж как он маневрировал рулевыми двигателями при разрушении МКС - волшебное зрелище, один из самых впечатляющих моментов фильма.

К "технологии 3D" я, в целом, отношусь плохо. Я ношу очки, и напяливать сверху ещё одни очки - неудобно. В глазах бликует, двоится, и чтобы более-менее привыкнуть к изображению мне требуется минут 30 минимум. Более того, мне не нравится сама идея концентрировать внимание в одном месте посредством какой-либо технологии, и не разрешать зрителю смотреть по сторонам. Я люблю обращать внимание на детали, находящиеся не в фокусе, рассматривать фон, смотреть вверх, вниз, сбоку, или оценивать кадр как самодостаточную картину. "3D" мне это запрещает, оно говорит: "смотри сюда и не отвлекайся". Из кадра исчезает многозадачность и неоднозначность. Это даже как-то наносит удар по операторскому мастерству, специализируя его, подрезая крылья фантазии и не давая ей куда-то чуть шагнуть из техзадания.
Но здесь, пожалуй, единственный пример того, как трёхмерность абсолютно оправдана и является неотрывной составляющей фильма. В отличие, например, от "Аватара", который в традиционном варианте, по мне, выглядит симпатичнее - и посветлее, и цветочки можно поразглядывать. «Гравитация» в этом смысле даже революционное зрелище, ибо настолько заточено под 3D”, что вне трёхмерности и на маленьком экранчике просто не живёт.

Кроме того, кино полезное - как-никак поощряет интерес к космической отрасли, и молодёжь не просто тупо глазеет на картинки, а начинает задаваться вопросами: что, как, и почему.
Очень интересное музыкальное оформление - не идущая фоном пафосная оркестровка, а нечто.. кажется это называется "эмбиент", хотя в жанрах современной музыки не разбираюсь, возможно ошибаюсь. Внезапные перепады от тишины к тягуче-ухающему электронному саунду. Необычно и здорово пугает.

Если всё-таки пытаться к чему-нибудь придраться — ну может, Сандра Буллок. Она не то чтобы плохо сыграла, наоборот, играла очень добросовестно, просто «на её месте мог бы быть каждый». Всё же иногда получалось ловить себя на мысли, что на технические штуковины интереснее смотреть, чем на актёров. Претензии же по правдоподобию происходящих событий возникать конечно будут, но здесь, повторюсь, притянутости вполне в пределах разумного.

Ну и возникает конечно крамольная дума - вот какие все эти космические агрегаты, и талантливо сконструированные, и технологичные, и дорогие неимоверно, но в то же время всё ещё остаются малюсенькими, хрупкими, тихоходными консервными баночками. Какое там освоение космоса. Ну да, конкистадоры на каравеллах в своё время оприходовали целый континент в сжатые сроки, но то каравелла, туда же десятки людей влазит, да с конями. И плыть не годы. Пока вывод на орбиту кило груза не станет раз в 20 дешевле, серьёзное освоение космических пространств дальше земной орбиты - увы, нереально. Техника объективно не доросла.

Если бы все блокбастеры делали так обдуманно и грамотно, мир был бы однозначно лучше. Отличный жанровый аттракцион, расчитанный исключительно на большой экран и хорошее 3D. Подходит для всех полов и возрастов, а уж сотрудникам NASA, Роскосмоса, ESA, CNSA, и прочим причастным к запуску смертных к небесным сводам - смотреть обязательно.


Tags:

(2 comments | Leave a comment)

Comments:


[User Picture]
From:rip1999
Date:October 6th, 2013 09:05 pm (UTC)
(Link)
две мысли будоражат мой моск:
1) куда делся немногословный застенчивый худой парнишка ? - такие красочные, умные, зрелые и взвешенные обзоры я читаю и
2) в жж много умных, грамотных, творческих людей - где они в реал_лайфе? - кругом уныло чуть менее чем полностью... (недавно услышал, что абсолютно ВСЕ ТВ педерачи кроме КВН, ЧГК и "Спокойной ночи малыши" слизаны на западе). WTF ?
[User Picture]
From:xraptor
Date:October 7th, 2013 08:10 am (UTC)
(Link)
1)ну вот, от фэйсхаггера, потом пара линек... даже веса набрал килограмм до 65 :-)
2)Они не слизаны, а честно куплены. Причём это общемировая практика. Почему так - видимо так выгоднее, таков их бизнес, а в подробности бухгалтерии телевизионщиков не углублялся.

> Go to Top
LiveJournal.com