?

Log in

No account? Create an account
Хоббит: Пустошь Смауга (США, 2013) - xraptor

> Recent Entries
> Archive
> Friends
> Profile

December 22nd, 2013


Previous Entry Share Next Entry
07:40 pm - Хоббит: Пустошь Смауга (США, 2013)

Посмотрел 2-ю часть трилогии Питера Джексона про путешествие гномьего спецназа в логово нехорошего дракона Смауга (которого почему-то помню как Смога). В целом, всё что я сказал про 1-ю часть, можно отнести и к этому фильму, но есть нюансы.

Ну, во-первых, там нет Горлума. Этот лупоглазый персонаж несколько приелся, и спасибо Джексону, что он дал зрителю от него отдохнуть.
Во-вторых, вступление не занимает много времени, а вот экшна много, и он довольно изобретателен. Встреча с пауками, погоня в бочках, бодание с драконом на литейном заводе, многочисленные стычки с орками - смотреть на это интересно, но увы, опять - мультяшки воюют с мультяшками. Бросается в глаза, хотя это настолько общее место, что даже упоминать как-то неловко. Сцену финального побоища из 1-го "Властелина колец" вспоминаешь уже как-то с теплотой, там была живая плоть, не пластилиновая, и не заблюренная «фотошопом».

Пейзажи красивые, даже шикарные, сочные, детализированные, и к работе оператора, художников, декораторов как к таковой претензий нет. Но опять, есть нюанс. На мой взгляд, уже с 3-й части "Властелина" начался заметный перекос в сторону излишне приукрашенной картинки, с неестественным, "HDRI-подобным" освещением. Это балует взор, но одновременно мешает вживаться в пространство. Читаешь книгу, и понимаешь насколько это огромный и многослойный мир, живущий своей жизнью в определённом ритме. Время, расстояния. А тут чувство, что пара шагов в подлесок, а там зелёный экран, и за ним осветители в домино рубятся. Ситуацию, правда, в известной мере спасают умело снятые планы с вертолёта.

В фильме есть Орландо Блум, в роли всё того же суперстрелка Леголаса. Как ни старались гримёры и компьютерщики сделать его моложе, не вышло. Выглядит явно старше, чем во "Властелине". Лицо заметно шире, суровее. Из лука с бесконечным запасом стрел бьёт по-прежнему, как из пулемёта.

Ещё там есть эльфийка Тауриэль (удержусь от глупой шутки про созвучие стиральному порошку, не надо - доброе эльфийское имя), запавшая на молодого гнома, похожего на актёра Чадова. Актрисе Еванджелин Лилли, знакомой всем по горе-сериалу "Lost" идут острые ушки, эльфийская одежда и снаряжение, и её неброский современный макияж здорово контрастирует с бледными, полувампирскими физиономиями остальных эльфов. Тоже задорно режет орков, в небоевых же сценах играет как-то постно, с ленцой, и в перспективы гномье-эльфийской любви верится с трудом. И вообще, разве в книжке это было? Абсолютно не помню.

Трандуил — вождь эльфийского анклава — оказался пренеприятнейшим персонажем, производящем впечатление тирана со скрываемыми маньячными наклонностями. Острые предметы и детей я бы от него прятал подальше.
Вообще мне всегда казалось, с эльфами Толкиен как-то переборщил, слишком большую фору им дал - они и живут сотни лет, и убить их можно только каким-то заколдованным оружием. Как-то несоразмерны они по свойствам и потенциалу остальным обитателям толкиеновского континента.

Бильбо полностью освоился в ситуации и осмелел. Храбро пыряет орков, пауков, прочую тварь, а в одержимой схватке за Кольцо безжалостно изрубил подкоряжного паукокрабика. Вот бы этому паукокрабику внезапно досталось Кольцо, он тогда бы сначала исчез, а потом объявился вдруг в виде могучего царя-паукокрабища, порабощающего Средиземье. Представляю, сколько деревянных мечей воткнули бы тогда толкиенисты в Питера Джексона. Не помню, магия Кольца распространялась на неразумных и полуразумных существ, на зайцев например?

Ездовые зайцы, к слову, показаны один раз, мельком. За это тоже спасибо.
Колоритный и актуальный персонаж у Стивена Фрая - мэр Озёрного Города, понравился. А вот Гэндальф, честно говоря, надоел: всё предвидит, но везде внеэмоционален, и не источает доверия - превратился в функцию, какой-то неутомимый робот добра.

Опять мне непонятно с орками. Насколько я помню, в книге орки боялись света, и только потом Чёрный Властелин магически-генетически модифицировал их так, что они могли выполнять боевую задачу в светлое время суток. Здесь же мы видим экипированных орочьих боевиков, вполне себе бесчинствующих при свете дня. Или я что-то путаю?

Апофеоз картины - изведение дракона. Изводят его, надо сказать, технически не слишком убедительно, и финальная навороченная сцена на металлургическом заводе гномов (привет боевикам 80-х, помню, любили тогда разборки на заброшенных заводах устраивать) резко не понравилась — Джексону совсем изменило чувство меры. Рвано, неправдоподобно, с бьющей в глаз компьютерностью разрушений. Явный перебор. Пихает Пи-Джей нам ковш с сиропом, а он уже в рот не лезет.

Сам дракон хорош, дракон мне понравился. Солидный, харизматичный, проницательный. Более того, это единственный персонаж, вызывающий сочувствие и соучастие. Да, он сволочь и мизантроп, но ему просто поговорить не с кем. Тяжело одинокому мизантропу, когда кругом мелькает всякая пафосная злонамеренная мелкота, обуреваемая застарелым фетишизмом и неотрефлексированными родоплеменными комплексами, да ещё размахивающая топорами почём зря. Ему бы волоокую дракониху с игривым хвостиком и эльфийский винный склад лучше бы предложили, в дар, и вполне могли бы договориться.
Ну а что, раз уж так от первоисточника отдалились, гулять так гулять.
Концовка внезапная, и к сожалению, не оставляющая надежд по поводу судьбы Смога.

Основной большой минус фильма, на мой взгляд, в однообразии драматургии, и отсутствии небанальных режиссёрских ходов, способных заставить за кого-нибудь действительно переживать.
Везде одно и то же, по абсолютно одинаковой схеме. Даже приём, когда орк, замахнувшийся саблей над положительным героем, убивается внезапной стрелой "в последний момент", используется какое-то неприличное количество раз. Между экшн-сценами Гэндальф дежурно увещевает с уже привычным пафосом "Орки из Дамблдура вошли в союз с Некромантами из Лихолесья...ууу!", примерно - и зритель должен затаить дыхание, предполагая нечто значительное и ужасное, но ничего не происходит. Ведь мы-то знаем, будет просто очередная живенькая заварушка с новыми монстрами, кончающаяся видовой перебивкой, сменой локации, и новой порцией пафосных диалогов. Драка, нагнетание, опять драка. Все схемы на поверхности, и просты как пять копеек. В отличие от "Властелиина колец", где эмоциональная интрига какая-никакая была.
И о музыке. Никакой запоминающейся музыки я в фильме не обнаружил, что даже странно, у предыдущих фильмов были очень пристойные темы.

Пока, по ощущениям, вершина творчества Джексона - 1-е 2 серии "Властелина колец". Там он искренне стремился не подкачать, достойно избежав беспощадных еловых палиц толкиенистов, и впоследствии заслужил их уважение. Там он во всю раскрылся в любви к дотошной, небывало проработанной картинке, одновременно не до конца отойдя от трэшовой удали "Bad Taste" и "Страшил", спорной, но самобытной. А сейчас мы наблюдаем мерное, самодовольное громыхание паровоза успешности через золотые холмы гарантированной окупаемости.

Я всегда слегка брезгливо относился к «смешным переводам Гоблина» и прочим юмористическим глумлениям для не слишком притязательной публики. Может потому, что просто, комедия - не мой жанр. А здесь постоянно возникает крамольная мысль, что «Пустошь» как нельзя лучше подходит для хиханек-хаханек с самопальными переводами, демотиваторов, и прочего народного творчества, в какой-то мере это её даже обогатит и глубже впишет в масс-культуру.

Поэтому, подытоживая, можно сказать так: если смотреть фильм как в меру забавный, в меру затянутый приключенческий боевичок без претензий, но с гигантским бюджетом - смотрится хорошо, даже здорово. Но меня, при всех очевидных визуальных роскошествах, за живое не задело.
Окромя размаха, не жду чего-то особенно проникновенного и от 3-й части, учитывая столь очевидную судьбу дракона, да и полнейшую предсказуемость сюжета в целом. Но смотреть всё равно буду, куда уж теперь деваться.


Tags:

( | Leave a comment)


> Go to Top
LiveJournal.com