?

Log in

No account? Create an account
Люси/Lucy (2014) - xraptor

> Recent Entries
> Archive
> Friends
> Profile

September 14th, 2014


Previous Entry Share Next Entry
09:11 pm - Люси/Lucy (2014)

Фантастический боевик Люка Бессона с замахом на "объять необъятное", про то как героиня Скарлетт Йоханссон проходит путь от незадачливой туристки до Божественной Чёрной Слизи, подвергнувшись чудодейственному воздействию синего порошка.

Теперь девушка с каждой минутой повышает процент использования своего мозга, что не всегда положительно сказывается как на ней, так и на окружающих.

Основной недостаток этого фильма - пошлейшие недонаучпоповские рассуждения про эволюцию клетки, 10% задействованного мозга, и т.п. Хорошо что про 3 см плодородной почвы и градус среднегодовой температуры к ночи не упомянули, и отдельное спасибо за то, что Бессон не затронул религиозную тематику, а то уж совсем туши свет. Тем не менее пошлейшие они настолько, что в меру ироничную, свежую по форме историю сводят к красочным фантазиям телевизионно-просветительского толка в стиле канала "Дискавери".

Тот самый случай, когда чрезмерное желание разжевать причины происходящего играют против фильма, т.к. сам концепт живописуемых событий настолько невероятен, что позволяет зарядить сюжет самыми лихими поворотами, не говоря уже о визуальной части, вместо того чтобы упереться лбом в расхожую цитату про 10% и на её базе строить всю дальнейшую логику повествования. А очень трудно с серьёзным лицом сохранять видимость логики там, где она по определению не ночевала. Поэтому чего мне не хватило, так это отмороженной азиатчины. Корейцы или японцы, с их умением идти до конца в деле безумия, сотворили бы из этой истории нишевой шедевр, подобный "Тецуо-Железному человеку".
Именно с "Тецуо" , а не с "Газонокосильщиком" или "Матрицей" возникают ассоциации, т.к. и "Косильщик", и нелюбимый мной эпик с Ривзом так или иначе обращены всё к тому же сто раз расписанному страху перед волшебной электронной штучкой, которая неизвестно как работает и кажется что-то там задумала. В "Тецуо" же трансформация внутрикультурна, личностна, зрима, физиологична, и лишена нарочитой теоретической базы. И как и в "Люси" имеет родовой изъян в концовке, только у Цукамото это банальность неизбежности "поединка двух якодзун", а в "Люси" - банальность неизбежного стремления приземлить сюжет на заранее подготовленный плацдарм в виде простых, но многозначительных формулировок.

В общем, я бы сделал так. Я бы убрал персонажа Моргана Фримана, как основного рупора ереси, а вот градус шизофрении повышал бы плавно, но настойчиво, превращая действие сначала в клип, потом в мультфильм, потом в абстрактный видеоарт, закончив полнейшим разноцветным хаосом, а в финальном кадре - чёрный экран с мерцающим посередине одиноким пикселем. Не Слизь ты, но Пиксель! Но кто ж мне доверит Йоханссон.

Сильно запомнились два момента: первый, когда героиня звонит матери и сходу начинает слёзно рассказывать о своих новых фантастических навыках. Спрашивается, её столь продвинутому мозгу хватает ума управлять электромагнитными волнами, мгновенно изучать языки, слышать течение воды по корням деревцев, но не хватает ума не нести чушь по телефону, явно способную довести мать до инфаркта? Дочь столько не звонила, и вдруг и гравитацию она ощущает, и про какого-то сиамского кота вспомнила. Что мать подумает? "Растишь-растишь, отпускаешь в заграницу, а она там пьянки да наркотики. Спасибо, доча."
И второй, когда один из боевиков просто и доходчиво объясняет главарю причину своего провала. "Она - ведьма", говорит он. И этому веришь, объяснение архаично-фольклорное убедительнее и рациональнее, чем объяснение официально-режиссерское. Колдует, чудесатит, ведёт себя как ведьма, значит ведьма. А то что ворох её нейронов есть венец эволюции, и станет она чистой лучистой энергией везде и нигде, вселенскому суслику уподобляясь, то кому это нужно? И главное, ценой полной потери чувства юмора. Разум, отторгающий все индивидуальные шороховатости и стремительно прогрессирующий в направлении умной плесени всё равно воспринимается или как как стихийное бедствие, или как мистическая опасность, даром что блондинка на каблуках.

Примечательно, что ближе к концу начинаешь "болеть" за плохих парней из корейской ОПГ, особенно за босса в исполнении Чхве Мин Сика. С маленьким пистолетиком он идёт практически против бессмертного всемогущего божества, поступая может и глупо, но вполне в человеческой логике. А если вывести за скобки все идеологические конструкции, этот криминальный босс и есть главный герой фильма, он и сыгран лучше всех (Йоханссон всё же здесь деревянненькая, её героиню много кто мог бы изобразить; Фримен отыгрывает стандарт, а полицейские по-бессоновски жизнеутверждающи и умильны, как котята), именно он ставит эффектную точку в финале, и именно он является единственным персонажем если не реалистичным, то ёмким и эмоционально достоверным. Остальные обслуживают режиссерские абстракции, а он честно воюет за жанр.

Бессон снял кино бодрое, глупое, но важное. Важное как наглядная иллюстрация невозможности отказаться от беспечного профанирующего научпопа в фантастике в пользу чего-нибудь отличного от простого боевика. Чётко показывает, где и как этот укрупнённый ликбез с псевдофилософскими выкладками работает, а где нет, и почему. Поэтому посмотреть стоило.


Tags:

(8 comments | Leave a comment)

Comments:


[User Picture]
From:adzhaya
Date:September 15th, 2014 05:28 am (UTC)
(Link)
Последний абзац навёл на мысль, что дружить с современным жанровым кино я так и не научусь. Структурный анализ формы - слабенький соблазн:(

> Но кто ж мне доверит Йоханссон.
- Пикселировать прекрасную Скарлетт не каждому удавалось, это уж точно. Пока что вообще никому:)
[User Picture]
From:xraptor
Date:September 15th, 2014 08:13 am (UTC)
(Link)
Дружба с современным жанровым кино сродни медикаментозной медитации, нужно просто последовательно отключать зоны мозга и ждать порхающих бабочек :-)
Бессону удалось атомизировать и киселезировать Скарлетт, превратив в подплавленный прототип Чёрного Ёжика из 3-й "Матрицы". А значит, и пикселировать можно, разница будет чисто топологическая :-)
[User Picture]
From:bokkob
Date:September 15th, 2014 11:02 am (UTC)
(Link)
Что за черный ежик? :)
[User Picture]
From:xraptor
Date:September 15th, 2014 11:29 am (UTC)
(Link)
А, ну главный сервер Матрицы, в виде ёжика, они там с Киану ещё договариваются о дальнейшем бытии, в конце.
Как увидел буйство фрактальной слизи, о ёжике том и вспомнил.

[User Picture]
From:bokkob
Date:September 15th, 2014 12:54 pm (UTC)
(Link)
А, ясно. Он у меня в памяти как-то не отложился. :)
[User Picture]
From:adzhaya
Date:September 15th, 2014 02:04 pm (UTC)
(Link)
Отключать мозг! Я знала! Я подозревала! Чувствовала! Предвидела!
За кого они меня принимают?!.. Маркетинговые отделы всего мира меня ненавидят, сто пудов, мамой клянусь:)
[User Picture]
From:xraptor
Date:September 15th, 2014 04:54 pm (UTC)
(Link)
Там тоже не всё просто, отключать мозг это отдельное искусство, не всякому дано - на себе убедился. Особенно когда нужно отключить в нужный момент, по щелчку.
Меня иногда спасает техническое образование - подмечаешь какие-то технические тренды, ибо представляешь с каким сиропом их есть и что от них ждать. На них и концентрируешься. Хотя это слабое утешение.
[User Picture]
From:adzhaya
Date:September 15th, 2014 06:16 pm (UTC)
(Link)
Я гуманитарий, у меня нет шансов:)

> Go to Top
LiveJournal.com