?

Log in

No account? Create an account
Chappie (США, 2015) - xraptor

> Recent Entries
> Archive
> Friends
> Profile

March 9th, 2015


Previous Entry Share Next Entry
09:12 pm - Chappie (США, 2015)

Вот терпеливый зритель и дождался момента, когда южноафриканский самородок Нил Бломкамп выплеснул на него цистерну своей неуёмной любви к роботам.

Сначала про сюжет.
Йоханнесбург, 2016 год. Неблагополучные районы зачищают мобильные отряды человекоподобных роботов - "Скаутов". Изобретатель сего чуда, инженер оборонной конторы "Тетраваал" Деон (Дев Патель), создаёт подобие ИИ, и хочет вмонтировать его в списанного робополицейского, что идёт (не без основания) вразрез с мнением руководства. Но хочется-то всё равно очень, поэтому он складывает необходимые железяки в корзинку, задвигает в фургончик, и едет домой, вершить историю.
По дороге парня похищаю местные бандиты, а робота пересобирают заново, вправив экспериментальные мозги. Теперь его зовут Чаппи, и он не без помощи несуразных криминальных Макаренко заново познаёт мир.

Бандитов трое: распонтованный-татуированный гангстер Ниндзя (настолько тупоголово-спонтанный, что вообще непонятно как дожил до такого возраста), его подруга Йоланди - неглупая, искрящая идеями девушка, но законсервировавшая себя в субкультурной тусовке, и Американец - просто подельник и "друг семьи".

Первый конфликт фильма строится между Деоном и персонажем Хью Джекана, инженером с военным прошлым Винсентом: начальство "Тетраваала" последовательно обламывает его с проектом многоцелевого робота "Лось", и он затаивает злобу на успешного создателя "Скаутов".
Второй конфликт чисто педагогический - Йоланди движет подавленный материнский инстинкт, Ниндзей - банальная жажда наживы, и само собой, они по-разному подходят к воспитанию.

Нужно сказать, что криминал показан с художественной стороны интересно и самобытно. Ничего не знаю о реальной субкультуре южноафриканских гопников, но рассматривать изобретательные татуировки, фишечки, прибамбасики, граффити, которыми расписан буквально каждый сантиметр архитектурной и интерьерной поверхности - занимательно. Странный стиль, такое совмещение агрессивной, брутальной уголовщины с инфантильным "мимими", и лишенный расовой составляющей, что удивительно для ЮАР. Таки сомневаюсь насчёт правдоподобия: смотрю на разноцветную артистичность африканской гопоты, вспоминаю пропитые, скорбные, соловые глаза гопоты нашей, родной, и подозреваю, что Бломкамп всё же добавил в мир криминала радуги, лёгкой карикатурности и личной любви к сценическим образам группы Die Antwoord. Музыка этой группы мне абсолютно диковинна, но я вообще очень далёк от рэпа/хипхопа, и помню только парня который пел "Тын дындындын, дындын, дындын. Кинтастас!" на канале 2x2 лет 20 назад. МС Хаммер, кажется, его зовут.
В общем, бэкграунд действа весьма любопытен с точки зрения культурологии и урбанистики.

Персонаж Сигурни Уивер никак для меня не выделился - начальница и начальница.

С Джекманом и Пателем сложнее. Первоначально, Деон являет собой спорный образ персонажа, обуреваемого стремлением учинить эксперимент с непредсказуемыми последствиями, "потому что могу", мотивированного исключительно эгоистичной любознательностью. Мотивации же Джекмана, да и разнообразных бандитов тоже - традиционны и по-человечески понятны. И поначалу подсознательно ищешь некой неоднозначности, дескать не так уж не прав суровый оборонщик Винсент, и не так уж положителен Деон. Но Бломкамп этот конфликт до чего-то более вдумчивого не развивает, и вписывает обоих в привычную схему хороший/плохой парень, заставляя Винсента примерно злодеить, а Деона проявлять предсказуемую самоотверженность. Тем не менее, сказать, что это как-то особенно портит историю, тоже не получается, т.к. динамика и колорит увлекают, и постепенно начинаешь анализировать не посыл, а вспоминать "исходники", пласты поп-культуры, породившей странный мир Бломкампа, отмечая что тебе близко, а от чего безнадёжно отстал или взращен в абсолютно другой культурной среде.

С роботами, как и ожидалось, всё в порядке. Чаппи как живой, а милые вращающиеся ушки, как я тоже подозревал - антенны. Ходит и вай-фай раздаёт. Всё-таки приятно смотреть на вещи, сделанные с любовью и неподдельным интересом. То же касается программных интерфейсов, разнообразного компьютерного барахла, прочей машинерии - если совсем в гичество не уходить, всё довольно пристойно. USB - ключи защиты, шрифты лютые, досовские.

Не могу не остановиться подробнее на упомянутом прототипе "Лось".
Да, название удачное. Что-то от лося в нём есть.
Но если бы я выбирал между робокоповским "Эдом-209" и Лосем, всё равно выбрал бы Эда. Лось перегружен обвесами - камерами, пулемётами, ракетами такими, ракетами сякими, плюс он ещё и летает (пожирая, наверняка, уйму керосина). На пользу боеспособности это не идёт - робот относительно легко выводится из строя из-за множества незащищенных, но функционально необходимых приборов и механизмов, а в полёте вообще становится лёгкой добычей даже для крупнокалиберного пулемёта. Конструкция Эда в этом смысле разумнее, во всяком случае скруглённая "башня" без выступающих частей конструктивно более осмысленна. Проблема Эда лишь в том, что не умеет ходить по лестницам. Подозреваю, что и Лось не умеет, но в качестве охранника, стоя на ресепшне между горшками с фикусами, Эд лучше бы вписался в интерьер прихожей современного офиса. Для реального же патрулирования оба непригодны.

Однако повторюсь, дизайнеров нужно похвалить, местами утрированно, местами нерационально, но эффектно, и смотреть всё равно приятно. Сервоприводы жужжат, гидравлика туда-сюда-обратно, душевные винты под шестигранный ключ с цилиндрической головкой ГОСТ 11738-84/ISO 4762/DIN 912 все на своём месте.

Насчёт логических дыр и сюжетных недоработок - да, они есть. Хотя бы то, что супертехнологичный производственный комплекс с кучей оружия охраняется не лучше загородной овощебазы.
Но главное - мне категорически не понравилась вся линия с нейрошлемом. Она работает на сюжет, но дюже неправдоподобна и здорово смещает историю в сторону фэнтэзийного киберпанка во второй половине фильма. Фантастические допущения сразу плодятся во все стороны и порождают кучу нераскрытых вопросов, например, проблема ИИ меркнет на фоне возможности "трансфера сознания" очень невнятным способом, а логичные, поначалу, концепты начинают заметно провисать.  Считаю, можно было обыграть вопрос самосохранения Чаппи как-то более грамотно с технической стороны, и не столь притянуто за уши.
Под конец Нила "понесло", и желание заразить зрителя робосчастьем под экзотические пения Die Antwoord, стало превалировать над здравым смыслом. Не могу режиссера сильно за это ругать - во взахлёбном финале сквозит энтузиазм молодости, будто тебя тянут за рукав на дискотеку, а у тебя и вкусы уже совсем другие, хочется в джаз-клуб, и вообще спина болит.

Кино очень "восьмидесятническое" по нутру, на ум сразу приходят и "Робокоп" 1 и 2, и "Короткое Замыкание", и "Полёт навигатора", и даже почему-то "Говард Утка". Что заметно в музыке: специфические односложные электронные мелодии, не прерываясь, заполняют весь фильм, утомляя одного зрителя, в ином же побуждая волны лёгкой ностальгии.

В целом, мне понравилось. Чудно, косовато, фриковато, но «доставило». Если говорить в категориях "лучше-хуже", то лучше "Элизиума", но слабее "Района №9". В "Районе" всё-таки повзрослее сценарий, злободневнее и актуальнее. "Чаппи" свежести в кинофантастику как таковую не привнёс, и несмотря на тот же проблемный Йобург, лишён также и социального подтекста. Такое полу-детское кино 80-х, снятое с современными технологиями, с узнаваемыми "девятирайонными" приёмами, курьёзно-культурологичное, искреннее, самобытное, местами нескладно вступающее в конфликт с самим собой, и говорящее больше о самом Бломкампе и его внутреннем мире, нежели о ИИ, вопросах воспитания или механизации борьбы с преступностью.


Tags:

(2 comments | Leave a comment)

Comments:


[User Picture]
From:bokkob
Date:March 11th, 2015 02:26 pm (UTC)
(Link)
Раз понравилось, то взгляну. Трейлер как-то оказал гнетущее впечатление фильма формата PEGI12 (или какая там аналогичная для фильмов)
[User Picture]
From:xraptor
Date:March 11th, 2015 04:58 pm (UTC)
(Link)
Да, он детский, несмотря на кровь-расчленёнку в малых дозах.
Но посмотреть стоит, при всех кособочествах - авторский продукт, самостийный.

> Go to Top
LiveJournal.com