?

Log in

No account? Create an account
The Stone Tape/Каменная лента (Великобритания, 1972) - xraptor

> Recent Entries
> Archive
> Friends
> Profile

September 13th, 2015


Previous Entry Share Next Entry
10:48 pm - The Stone Tape/Каменная лента (Великобритания, 1972)

Телевизионный фильм канала BBC.
Компания "RYAN electronic" переезжает в новый офис - старинное каменное здание. А там - привидение. Привидение коллективно наблюдаемо, кричит чуть-ли не по расписанию, а следовательно, испытает на себе все прелести научного метода познания.

Развесёлый коллектив компании занимается прорывными технологиями - т.е. неспешным изобретением всего подряд между хохмачеством и походами в паб. Вот действительно - тёплая ламповая компания, в прямом и переносном смыслах.
26 2


Вот, например, феерическая интеллектуальная стиральная машина. Опережаем время, однако.
50 46

Это Джилл - главный программист и единственная женщина в коллективе. Джилл старомодно чувствительный, но ответственный интроверт, кроме того стрессует после недавней автоаварии, поэтому в столь непосредственной атмосфере чувствует себя неуютно. Но деваться некуда - без неё фирма вконец лишится имиджа наукоёмкого предприятия, потеряет стержень, и погрузится в абсурд и анархию ...между хохмачеством и походами в паб. Глава конторы Питер осознаёт это в полной мере, и держит Джилл на привилегированном положении.
20 44

..А вот и он сам. Питер быстро говорит, быстро делает. Профессионально заводит подчинённых на новые подвиги, однако усталый взгляд и тяжело скрываемая нервозность говорят о нависших над бизнесом тучах. Позже с помощью Питера будет иллюстрироваться принципиальный мировоззренческий конфликт между учёным и менеджером.
21 7
Джилл и Питер «близки, но не настолько», Питер покровительствует Джилл с прагматическими целями; Джилл пытается доверять, стараясь приписать Питеру отсутствующие у него представления, но когда он явит свою безыскусную трусоватую сущность, отстранится и пойдёт своим путём, что показано и сыграно, я бы сказал, утончённо.
10 23

Да, о призраке. Он обитает в старой комнате у лестницы, и установлению его природы будет посвящена первая, полудетективная часть истории.
Казалось бы - канва ясна, привидение будет исправно пугать коллектив, а коллектив будет пытаться его извести. Но ничего подобного - сюжет оказывается нежданно многосмысленнен, и существует в пространстве ураганной фантастики, а не банального привиденческого хоррора.

Итак, для начала попробуем поставить привидение на службу прогрессу. Учёные набивают комнату аппаратурой, и посменно дежуря, тщательно записывают любые колебания тонких материй, улавливаемые детекторами. Не получив желаемого результата, переходят к агрессивной фазе - обработке призрака ультразвуком и прочим бесчеловечным методам. Сперва, как водится, с азартом.
43 36

Ироничное, но на редкость реалистичное изображение коллектива средней загруженности. Всё так оно и есть. "Приведение, НЛО? Йети? Вау, уииииу, что-где, побежали вниз смотреть!". А потом как всегда. "Что-то мне это не нравится, ребята. Как-то уже надоело и боязно. Пойдём-ка отсюда.."
Коллективный азарт лёгок на подъём, но неотвратимо нарастающая спинномозговая дрожь свёртывает в трубочку весь энтузиазм и заставляет постыдно пятиться к двери.
29 37

Невосприимчивый к наблюдению полтергейста лаборант Стюарт. Пусть послужит метафорой младого поколения, отторгающего мистическую составляющую бытия на биологическом уровне.
31 42
Справа - это у них карнавал по случаю предвкушения технологического превосходства над японцами.

Что удивительно: иногда действительно страшно в предсказуемых местах, т.е. постановщик делал свою работу настолько хорошо, что россыпь тысячу раз виденных повторов не смогла приглушить свежесть реакции.
35 17

Настойчивые научные изыскания логичны и не сверхневерояны, а сам феномен уже вот-вот как готов оказаться ещё одним природным явлением , покорно вставшим на службу прогрессу. Но вот Джилл вскрываются новые обстоятельства, и за одной рациональной разгадкой, скрывается новый кубик-рубик, нехитрый на вид и потому дающий обманчивую надежду на познание - но подобно лавкрафтианским сущностям бессмысленно и бесстрастно втягивающий в себя «опрометчиво коснувшихся», выворачивая их наизнанку и встраивая в пространство своего иномерного мира.
А зритель же остаётся недоумевать, как научно объяснимое явление, имеющее издевательски простецкую природу своего существования (особенно с высот сегодняшних технологий), порождает такое глубинное беспокойство.

Ещё один мотив — «гимн локальности», вечной и самовоспроизводящейся. Происходящее очень локализовано, компактно, имеет границы как зримые, вроде комнат и каменных кладок, так и психоэмоциональные, как обрывки памяти и кратковременные моменты ужаса, и образует такую кластерную сетку композиции фильма, подобно личинке ручейника, инстинктивно строящего домик из кусочков зеркала. В каком порядке кусочки не были бы соединены, они образуют именно домик. Интуитивно убеждаешься - что бы ни произошло потом, что бы кто-то из героев потом кому-то ни рассказал, мироустройство останется незыблемым, призраки останутся не пойманными, воспоминания о них обрывочными и недостоверными, а аппаратура так и будет записывать белый шум.
9 33

Конфликт науки и стяжательства, конфликт потребности в привязанности и ценностной несовместимости, живые и запоминающиеся персонажи, включая второстепенных, и наконец, курьёзная, но изящная формула соседства странного с ежедневным, когда совокупность мелких ситуационных противоречий замыливает объект исследования - в результате каждый участник действа уходит на свой уровень конфликта, людское растворяется в бытовухе, а непознанное впрыгивает на свою мифологическую полочку, тактично позволяя забыть о себе всем, кому не слишком-то надо было изначально.
Я, наверное, грузно написал том числе потому, что не хочу особо спойлерить), но при всех многослойностях фильм совсем не давит, идеален по такту, и смотрится очень легко.

По мне - классное кино. Один из немногих фильмов где пристойная научная фантастика органично сосуществует с кондовой мистикой на уровне, так сказать, системного кода. Плюс юмор и английское умение нескучно снимать герметично-интерьерные сцены. Позже будут "Принц тьмы" Джона Карпентера и "Полтергейст" Тоба Хупера с похожим зачином, но по сути разница огромная. В упомянутых фильмах встреча сверхъестественного с естественным сводится либо к ответственному чертеборству, либо к посильной борьбе за выживание. В "Записи" же, "странные физические явления" вообще не конфликтуют с бренным миром, а лишь остроумно дают персонажам выбор: ласково убиться о стену, или пройти мимо - в соответствии с темпераментом, этическими принципами и интеллектуальными способностями. А сами элегантно уходят в каменную вечность, схлопываясь и самокомпенсируясь.


Tags:

(Leave a comment)


> Go to Top
LiveJournal.com