?

Log in

No account? Create an account
Колосс: Проект Форбина/Colossus: The Forbin Project (США, 1970) - xraptor

> Recent Entries
> Archive
> Friends
> Profile

February 14th, 2016


Previous Entry Share Next Entry
10:08 pm - Колосс: Проект Форбина/Colossus: The Forbin Project (США, 1970)

Классика кинофантастики про детство Скайнета.

"Форбина" - не кодовое название проекта, просто фамилия изобретателя. Вот этот джентльмен со славным пробором он и есть доктор Форбин.
27 4

Доктор изобретает супермегакомпьютер "Колосс", призванный фиксировать ракетную атаку и отдавать приказ об ответном ударе, в обход человеческого фактора. К Колоссу подключают всё что можно подключить - силы ПВО, телекоммуникационные сети, разведсистемы, межконтинентальные ракеты и т.д.
Довольные оборонщики с помпой включили рубильник, отчитались перед президентом, приготовились к фуршету.
Однако, неприятности не заставили себя долго ждать.
Первое, что сделал Колосс - напинговал себе товарища, в г. Большая Олянь, СССР. Оказалось, русские тоже замыслили подобное чудо техники, "Защитник", и почти одновременно его запустили. Попытка избежать неловкой ситуации путём «перерубания кабеля» только обозлила Колосса, и тяга к общению переросла в преступный сговор с пугающими последствиями.

Начав с капризного требования немедленной связи с внезапным советским другом, Колосс переходит к ультиматумам, шантажу и угрозам. Вскоре доходит и до ядерных взрывов.

Людишки сперва пытаются нелепо сопротивляться, потом играть по его правилам, но закономерно проигрывают. Довольно безэмоционально, причём, проигрывают, что режиссеру в заслугу не идёт. По ходу даже возникает странное чувство, когда увлечённо сливающиеся в бесплотное нечто киберинтеллекты стремишься сумбурно очеловечить, а сумма человеческих персонажей предстаёт обречённым комом шарахающихся по лабиринту леммингов.

В общем, Скайнет чистой воды.
..Хотя нет, не совсем. Скайнет был с социопатом радикальным - снести всё под ноль, а потом посмотрим. А пара Колосс-Защитник пытаются навязать какое-то разумное, по их мнению, устройство мира, и к геноциду ради геноцида не склонны. До поры-до времени, пока народ не разочаровал.

Руководство Штатов и СССР ничем в этом кино не отличаются, что характерно. Ни изобразительно, ни этически. Стайки кабинетных «шишек» в пиджаках. "Холодная война" подана как объективная данность, без нравственных оценок и идеологических накатов.

Слева - Президент, справа - Товарищ Генеральный Секретарь.
3 22

Доктор Куприн, изобретатель Защитника.
16 13

Говорить, что угадали авторы фильма в развитии IT не слишком интересно. Ну да, угадали "сетеориентированность", про то, что всё-всё-всё можно соединить проводочками, назначить логику взаимодействия, и это будет работать, и именно это перспективно. Но так или иначе, любой фильм на компьютерную тематику вязнет в условностях и упрощениях, визуализировать командную строку не слишком вдохновляющая для художника задача. А тут всё-таки уже 1970 год, а не какой-нибудь 1935.

Эх, любили в 70-х поболтать по Скайпу. Экраны хорошие были, квадратные, с козырьком, не отсвечивают. Не то что сейчас.
7 12
..Даёшь синхронизацию синусов!

Это Клео Маркхэм - тоже доктор наук, между прочим.
30 23
Да, в фильме есть забавная околопостельная сцена, которая в сюжете не пришей козе баян, но свежесть привносит, после хождения-то по кабинетам.

Очень заметно, что снято по литературному источнику. Видно, как сложно было сценаристам, и зрелищность какую-никакую обеспечить, и проговорить важные моменты, и проследить, чтобы зритель не потерял логическую нить. Некоторые события кажутся излишне разжёванными, или наоборот, чувствуются пустоты, где не нашли удачного способа адаптировать текст. Логическая часть впитывается неравномерно, со скрипом. Уж сейчас-то не знают как пляски с кодом достойно живописать, сплошные штампы, а при тогдашней технике тем более.
С другой стороны, некинематографичность исходных текстов - не всегда оправдание. В 1974 годы вышел фильм "Terminal Man" по многоречивому, и совсем некинематографичному роману Майкла Крайтона о вживлении нейромодулирующих имплантов в человеческий мозг - тем не менее фильм оказался лаконичным, душевным и пронзительным, несмотря на обилие научной лексики и подробную двадцатиминутную сцену хирургической операции.

28 1

Никакого поиска «системной ошибки» и попытки разобраться почему так вышло не будет. Коммуникация с Колоссом завязана только на авторитет д.Форбина, а события развиваются лавинообразно и не оставляют особого поля для манёвров. После того как мегамозг пошёл вразнос, началась чистая антиутопическая фантастика с паническим уклоном. И если сначала Колосс вёл себя именно как компьютер с заглючившим софтом, в конце его потянуло на программу рационального развития, околофилософскую позицию и прочие потоки мысли "от общего к частному", что обусловлено историей человеческих страхов, а не технически убедительными вводными.
Опередившая время страшилка, но не более чем страшилка.
Зато есть попытка адекватно соотнестись с обстановкой политической, без пропаганды, популизма и эгоцентричного окукливания. Есть некоторое инстинктивное чувство реальности, наивно-общечеловеческое, так сказать. Что сейчас редкость, видимо "совсем страх потеряли".

Честно говоря, именно как фильм, "Колосс" меня не увлёк, хотя "место в истории" я за ним признаю. Сухая, механистичная режиссура, образ персонажей не раскрыт до какого-то живого отклика, да и развитие событий могло бы быть продуманней. Другое дело, злонамеренность кибермозга показана без оголтелого футуризма, на реальной технике начала 70-х годов, или с проекцией в недалёкое будущее. Поэтому людей, неравнодушных к кибернетике и детально интересующихся эволюцией магистральных фантастических сюжетов, может, и зацепит.


Tags:

(Leave a comment)


> Go to Top
LiveJournal.com