?

Log in

No account? Create an account
Das Arche Noah Prinzip/Принцип Ноева ковчега (ФРГ, 1984) - xraptor

> Recent Entries
> Archive
> Friends
> Profile

August 6th, 2017


Previous Entry Share Next Entry
11:27 pm - Das Arche Noah Prinzip/Принцип Ноева ковчега (ФРГ, 1984)

Первое полнометражное творение Роланда Эммериха, самого видного пророка живописных апокалипсисов.
Другой его ранний фильм, фантастический боевик "Луна-44", известен довольно хорошо и в видеокассетном прошлом имел некоторый успех, однако "Принцип.." я почему-то ранее не видел.

Сюжет таков. Год 1997, каким он виделся из года 1984 в относительно положительном ключе - т.е. не радиоактивные панки в стрип-клубе с дым-машиной, а заводоподобные космоконструкции, бороздящие околоземное пространство и засилие аналоговой телеметрии.
На одной такой МКС дежурят сотрудники ESA Билли и Макс. Официально, станция занимается исследованием погоды и прочими мирными делами, однако мы-то знаем, что за всем стоит старая-недобрая американская военщина, а установленный на космолёте сверхмощный облучатель позволяет каким-то образом влиять на атмосферу Земли и вызывать нешуточные катаклизмы. Как всё это работает — не берусь судить, видимо что-то вроде приснопамятного HAARP, каким он расцветает в беспокойных головушках конспирологов. Да, эммериховская фиксация на климатических буйствах прослеживается и здесь, и кажется, это единственное, что роднит "Принцип" с поздними фильмами режиссера. Никаких зрелищных разухабистостей. Холодный герметичный сай-фай.

Персоналу ничего об истинных целях облучения планеты не объявлено, но работа в тягость, и душная обстановка проекции холодной войны в индустриальное грядущее делает своё дело - начинаешь подозревать всё что угодно, достаточно проникнуться тамошней нездоровой атмосферой.
Слева Билли, cправа Макс.
1 58
Образы космонавтов как профессионалов смещены в сторону тусклой бытовухи, скорее они похожи на ночных дежурных на каком-нибудь "объекте". Но душевны, не отнять. Диалоги их тоже несколько сумбурны, не обрели ещё современную выхолощенную информативную краткость, достаточную для сценосвязующей перебивки спецэффектов, и вполне ещё "человеческие".

Сперва вообще не очень понятно, чем там они занимаются. Вот Макс зверушек разводит и переживает кризис отношений с женой. А Билли вообще как «молодой специалист» на подневольной практике, то шляется бестолку, то починяет что-то нехотя, то просто йогурты лопает. Становление тихого неформала через медитативное постижение абсурда бытия в цеховой работе по распределению. Знакомое дело.
8 11
33 9

Фоном идут репортажи с Земли о перевороте в Саудовской Аравии и обострении политситуации.
Велено облучить район Аравийского полуострова. Неспроста, само собой.
Что будет дальше, в общем, уже понятно - Билли откажется выполнять приказ из осознания возможных последствий, вступит в конфликт с руководством и героически угробит космолёт.

Немножко прорисовываются тропинки и в последующее творчество Эммериха, помимо экоозабоченности. Во всяком случае, становится заметно, насколько Эммерих «режиссер идеи». Глобальность происходящего, даже «закадровая», для него самодостаточна, а тонкие технические моменты ему не интересны вообще, отсюда размашистые антинаучные вольности в последующих его творениях. В отличие от Бломкампа, например, который усиленно любит какую-нибудь красивую девайсятинку и ищет для неё местечко в истории, а общий посыл даётся со скрипом.

Космический корабль. Дизайн в стиле индустриальной навороченности, больше похоже на химзавод или азотный генератор, чем на МКС и т.п.
Солнечных батарей нет, зато есть реактор злопыхающий.
4 26
С торца, правда, интереснее смотрится, стыковочный узел похож на норку паука, охраняющего кладку с яйцами.

Обилие суровых тумблеров, телевизоров, свисающих отовсюду шлангов, труб, решеток, распиханных по углам шмоток космонавтов и прочего реквизита - бардак в помещениях ещё тот. Местами что-то протекает. Даже кондовый лифт есть, наверняка хулиганы там все кнопки пожгли.
Абсолютно не реалистично, но примерно в 80-е и стало традицией превращать космические интерьеры в свалку радиодеталей в заброшенном цеху.
37 19
6 15

"Прибор для приварки катодов глупо щерится лампочкой яркой.."(с)
54 50

Солидные кнопки. Подумалось важное - с развитием сенсорных экранов человечество потеряло тактильную радость кнопконажимания. Причём произошло это ещё до смартфонов и пр., в короткую эпоху DVD-проигрывателей или даже ещё чуть раньше, когда VHS-техника была уже дешевой и доступной, а диски только появились. Кнопки стали продавливаться мягко, ватно, не доставляя абсолютно никакого удовольствия, без того еле уловимого нежного щелчка при увеличении давления пальца на твердую пластмассу. ..А ведь какое утонченное тактильное наслаждение я испытываю, нажимая кнопку включения на старинном видеоплеере "Фунаи"..
40 38

Действие развивается неспешно, под завязку набито техническими кадрами, когда под диалог идёт мутная картинка с телекамеры у реактора, галереи светящихся лампочек, или переплетения проводов, однако к середине понимаешь, что нужно досмотреть до конца, а потом и вовсе проникаешься - демоны сумрачной ностальгии вылазят из под всех алюминиевых магнитофонных панелей, и шурша вэхаэсной чересполосицей, докапываются до мозга, воскрешая былое.

По ощущениям - точно как параноидальная политическая повесть с элементами фантастики, какие иногда печатались в позднесоветской периодике вроде "Вокруг света". Стопроцентная ассоциация. Мутные заговоры спецслужб, громоздкий пессимизм на фоне угрозы эскалации, осознавание масштабов помоизации окружающей среды, неказистые анархические веяния за гаражами - не с ирокезом, так с банданой и портативным кассетным плеером. ЦРУ, тем временем, нас злобно гнетёт, вокруг рейганомика, тэтчеризм и программа СОИ.

Причём здесь "принцип" Ноева Ковчега я так до конца и не понял своим послеотпускным мозгом. Потому что "каждой твари по паре", а на станции томятся двое (не считая лягушек, мышек и хамелеончиков - наверное, их тоже по паре)? Или потому что несёт кару божью в виде потопов и пр., а сам неуязвим. Дык, Ной же вроде праведником был, а ковчег - спасение, тут всё наоборот, да и с таким недореактором герои отнюдь не в шалаше на опушке..
Где тут ковчег, понятно, но в чём его особый принцип - не постиг. В общем, плывут все метафоры.

51 22
14 23

Первые фильмы именитых блокбастеростроителей всегда интересно изучать, и хотя "Принцип Ковчега" - не шедевр, сделан он на удивление профессионально и вся драматургия вполне работает, несмотря на технические невнятицы и постановочное однообразие при зримой дешевизне. Так что, если бы у Эммериха был более яркий и отрихтованный сценарий, мог бы выйти вполне значимый фильм, может даже как "Подводная лодка" у Петерсона или "Чужой" у Скотта. В молодости сила. Но тогда не срослось, а сейчас что уж - при окончательной прописке на голливудских холмах всем перспективным режиссерам вручают голодный сливочно-шоколадный надмозг, постепенно поглощающий носителя.

Кино сильно на любителя старого сай-фая, разумеется.
Наглядный артефакт эпохи, как с усладами для кнопочных гиков, так и с нуднотами/несуразностями, но неподслащенный финал сейчас уже смотрится как откровение.
..Говорят, скоро выйдет залепуха "Геошторм" с ухмыляющимся товарищем Батлером, на похожую тематику — можно будет сравнить, хотя почему-то чувство, что наперёд всё знаешь.


Tags:

(1 comment | Leave a comment)

Comments:


[User Picture]
From:kadochnikoff
Date:August 6th, 2017 09:25 pm (UTC)
(Link)
У меня сегодня вечер сложных, фантастических этюдов, хорошо, что успел выпить и закусить...

> Go to Top
LiveJournal.com