xraptor (xraptor) wrote,
xraptor
xraptor

Categories:

Микадроид/Mikadoroido/Mikadroid: Robokill Beneath Discoclub Layla (Япония, 1991)

Полный перевод английского титра звучит как "Микадроид: Робот-убийца из диско-клуба Лейла" (в заголовок не уместился).
Героический дизельпанк-абсурд про неприкаянных горожан и эхо японского милитаризма.

Конец войны. Где-то в подземных катакомбах японцы пытаются вывести непобедимых уберсолдиеров, в качестве подопытных используют троих друзей-добровольцев. Но поздно, американцы во всю бомбят Токио, проект сворачивают, концы подчищают, причастных ликвидируют. В суматохе двое недопрепарированных добровольцев освобождены доктором-экспериментатором и убегают (но каким-то образом обретают вечную молодость, видимо что-то им вколоть таки успели), третий переоборудован в неуправляемого железного дровосека, который только-только начал всех подряд крошить из пулемёта, как бункер завалило кирпичами.

Это всё присказка. Дальше титры и переносимся мы в ночной индустриально-развлекательный Токио 1990 года. Над бункером построена парковка, над ней небоскрёб с клубами, дискотеками и прочим нагромождением контор, каморок, лапшичных и рюмочных из бетона и неона.
Дровосека, конечно, засыпало не до конца. Где-то коротнуло, робот (на самом деле экзоскелет с обессмерченным несчастным внутри, но для удобства пишу "робот") включается, прорубается наверх и устраивает слэшер загулявшим посетителям дискоклуба "Лэйла".

20 23
5 4
Ни чуть не постаревшие друзья-добровольцы тоже вдруг активировались, мистически почуяв, что пора доставать из под кровати пулемёт и ехать выполнять скорбную, но почетную миссию по обузданию зла. Чего раньше не встрепенулись, если знали куда ехать? И что там у вас под лавкой, «Тип-99»? ..слабо было хотя бы динамиту раздобыть?
Впрочем, сразу заметно, что в сюжетной линии вечно молодых бойцов мифотворческая образность будет превалировать над тактикой-стратегией, подпирая знакомый японский мотив: как неуёмный ямато-дух направить в условно-миротворческое и политически уместное русло - а то идея вроде ничего, а исторический бэкграунд так себе. Так что «..от, раньше не время было, а сейчас - самое оно!»

А тем временем исполнительный электрик Джуйо прыгает в минивэн и спешит в клуб вставлять вылетевшие пробки. Электрик, как я посмотрю, архетипический персонаж в японской культуре. Вечно эти исполнительные электрики без личной жизни куда-то прутся на ночь глядя, и в истории попадают.
Так и здесь. В процессе ныканья от уберсолдата Джуйо знакомится с девушкой Саеко, ещё одним одиночеством, отчаявшимся подцепить хоть какого-то кавалера.
7 13
46 50
Пока простой люд отплясывает под ЭмСи Хаммера, верные долгу самураи технично пленяют сотрудника ВОХР.

Дроид-убийца оснащён мечом, пистолет-пулемётом и парашютом, по дизайну где-то между роботами из "Острова ржавого генерала" и "Запретной планеты", при этом гораздо медлительнее их обоих — буквально, еле волочится со своими чугунными чоботами.
Так что самураи будут делать ему тра-та-та в полный рост, не таясь - ну они обычно так и воюют, в фильмах, во всяком случае.
26 35
37 31
Авторы не чужды юмора, и много где осознанно иронизируют, но вот не знаю - неужели оммаж майке-алкоголичке из "Крепкого орешка"? В баре и на парковке Саеко в белой блузке, белой юбке и белых туфлях, во время метания по подземельям они становятся однотонно серыми (припорошить так равномерно невозможно, это точно). После выползания на свет одежда вновь белая, хоть и в пятнах копоти.

Помимо некоторого подхихикивания, присутствуют и весьма выразительные моменты. Например, когда Саеко одним кадром превращается из запыханной пропылившейся жертвы в храбрую гранатометную Сейлор Мун-разительницу.
38 33
Или ржавеющий в катакомбах могучий гусеничный дредноут-дроидоносец невероятных размеров. Неплохо так поработали над мини-моделью, внушает.

Друзья-добровольцы, в основном, воюют с дровосеком за кадром, и появляются только когда нужно пафосно пожертвовать собой. Казалось бы, можно обойтись без фэнтезийных камикадзе - история должна строится как городской сурвайвл, подобный "Терминатору"- электрик с подругой по несчастью героически превозмогают, улепётывая от железного недоразумения. Но нет, авторы сознательно громоздят эпичный символизм в кустарном исполнении. Скрежещущее милитаристское уродство прошлого аннигилирует с благородным воинским духом, очищенным от агрессивно-империалистской скверны и движимым лишь моральным долгом, электрик и девица лишь проникаются кармическим величием действа, получая опыт слияния с отзвуком исторического бессознательного в эффектно-абсурдной форме. Педагогический мотив, очевидно, присутствует.
Обращает на себя внимание и тот факт, что "Терминатор-2" выходит в один год с "Микадроидом", и помимо кузнечно-прессового саундтрека можно кивнуть на противоположность векторов сюжетообразующих временных потоков: фильм Кэмерона обращен в будущее, фильм Томоо Харагути ретроспективен. Однако, идеологические установки висят совсем в разных плоскостях - Кэмерон предлагает причинно-следственную связь и изменение судьбы через осознанный выбор героев, здесь же карты их судьб статичны во всех исторических отрезках, героям предлагается лишь чтить, помнить, обалдевать, и пропускать вспышки чудес через своё хлипкое ощущение в обстоятельствах, пропечатывая уникальный полароид воспоминаний.

44 43
И в финале пейзаж пришёл в гармонию - герои остались подгорелыми зайчиками, но связаны единым переживанием и теперь будут смиренно его переваривать, морок имперской военщины растворился в тверди токийского бетона, а плененному консьержу, похоже, понравилось шибаридствовать, нашёл он покой и сладкий сон.

Фильм камерный и короткий, час с небольшим, на IMDB хоть и указано "Runtime: 1 hr 53 min (113 min)" - так вот, это неправда. Хронометраж 1 час 13 минут, в IMDB пропустили точечку, и неверно перевели в часы. Не Кинопоиске механично скопировали с IMDB.
Сюжет абсолютно "анимешный" - сейчас, вероятно, аниме бы и сделали. Несмотря на ожидаемые японские причуды мне понравилось: поставлено с долей фантазии и без утопания в архаусных этюдах или экзотической расчлененке. Если не упрекать за намерено гротескные тактико-технические детали, история рассказана вполне внятно, последовательно и без экстрима. В смысле, это не «Тецуо», не «Электрический дракон в 80000 вольт» и не «Токийская полиция крови», можно смотреть даже относительно законопослушным людям.

Tags: Кино
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments