xraptor (xraptor) wrote,
xraptor
xraptor

Хранители (СССР, 1991)

Триумфально взгромоздилось в топах ютуба, здесь, и здесь.
Отсмотрел. Комменты жгут. Народ узрел советскую экранизацию "Властелина колец" и пребывает в растерянных чувствах.

Оказывается, я её уже видел. Как раз в год выход, по какому-то телеканалу. Тогда воспоминания о первоисточнике ещё не утихли, и отреагировал как реагирует сегодняшняя молодёжь - лютым фейспалмом, ещё помню, очень злился, что обрывается "на самом интересном месте". Спрашивается, зачем брались. Ещё нервно шерстил "программы телепередач" в газетах - может, куда-то перенесли, может, на следующей неделе? Но нет, кончается примерно там же, где первый фильм Джексона, дальше не потянули.

Сейчас же пересмотрел с удовольствием, без перемоток. Как говорится, "что вы ржете, ироды?!" . Нормальный телеспектакль для детей. Да, там, где авторы обращаются к киноязыку - всё действительно плохо. Но как камерная театральная постановка - вполне зачёт. Гэндальф прямо таки хорош - такой опытный гэбэшный вербовшик, Арагорн - ударный комсомолец впереди паровоза, Галадриэль - заслуженный завуч из РОНО. Нет Барлога, зато есть увесистый Том Бомбадил, чего у Джексона не было. Музыка своеобразная - на границе робкого лирического андеграунда и детских увеселительных перезвонов.
Основной вопрос - а зачем вообще замахнулись на Толкиена в формате спектакля? Впечатление, что авторы откуда-то подозревали что вот оно, что-то, что скоро станет важным для молодого поколения, но сами не представляли почему и насколько, и рассказывали просто детскую сказку, пиетета к хоббитским приключениям как к глобальному культурному явлению не испытывая. Ведь в 91-м году, я, со своей скромной колокольни, масштабного культа вокруг Толкиена ещё не наблюдал - были редкие "толкиенутые", но отношение к ним было как к забавным чудикам с деревянными мечами из мажористых школ, а в основном пацаны фанатели по всяким ниндзям, Сталлоне с Ван-Даммами, роботам и фантастике. Во всяком случае, у нас в классе про Фродо с кольцом читали человека три на поток, а про Язона дин Альта или Джима ди Гриза - каждый второй, хотя про них только-только начало появляться не в самиздатовском варианте и не по кусочкам из журналов. Даже Волков с "Изумрудным городом" был популярнее Толкиена.

Интересный отстраненный подход к образам хоббитов, неэвклидово перпендикулярный джексоновскому. Сильно немолодые карикатурные мелкие буржуа с налётом манерности , "Джером К. Джером встречает Салтыкова-Щедрина". Фродо не ролевая модель, вообще не активный приключенец, а фриковатый английский сквайр в беспокойстве, обнаруживший, что ужавшаяся вдруг зона комфорта способна функционировать в походном бардаке, но вскоре намотается на колёса и отпадёт за ненадобностью, т.е. духовный поиск будет постепенно брать верх над тщетным бытом, и через N неснятых серий Фродо из огородного мещанина превратится в гордо осунутого советского интеллигента, цитирующего Галадриэль и экстатически ныряющего в стог сена. Вполне достойная игра, заход на серьёзное развитие персонажа в первых куплетах, недопетых.
А какой неуютный, нервный подспуд проскальзывает в диалоге Галадриэль и Фродо, где Соловей играет советскую даму-педагога с репутацией, а Дьяченко - иностранца-соблазнителя. Времена меняются не только в Средиземье, честным идейным эльфам пора в Красный Валинор, да теплохода не подали. А леса, тем временем, наводняются снующими суетливыми хоббитцами с непристойными предложениями. Впрочем, их всех за десятилетие переварят дубы-колдуны, бобры-бодуны и духовитые мухоморы, останется лишь серый суглинок с лёгким дымком бессильного безумия.
Скромный артефакт с прикрытым, тихим, но неотделимым отпечатком времени, ценный для понимания тем, кому надо. Не стоит недооценивать ТЮЗ.
Естественно, очень специфическое видение из советских пенат, ну а собственно чего вы ожидали. Пусть цветёт тысяча цветов! Интересно, как бы в Индии экранизировали, или в Турции 70- годов, или ребята с Ганы.. У меня в этом плане совесть чиста, по мне и джексоновский эпик от оригинала духовно далёк, хоть и симпатичен внешне, особенно в сравнении с тем, "куда мы приехали".

Tags: Кино
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments