xraptor (xraptor) wrote,
xraptor
xraptor

Categories:

Легенда о Зелёном Рыцаре/The Green Knight (Ирландия, Канада, США, Великобритания, 2020)

Местами живописный артхауз умеренной лютости по мотивам известной поэмы.

Если целиком поэму читали, причём не пересказ в прозе, не статью в Википедии, а именно сами куплеты - очень забавное кино, в своей нарочитой контекстуальной отверженности от источника/ов, если можно так выразиться.
Я тоже читал давно, правда, специально ознакомился ещё раз. Помню, в детстве Зелёный Рыцарь отпечатался у меня как нечто среднее между гламурной формой Страшилы из Волкова и боевой формой Тома Бомбадила. Ещё подумал, что и с Бомбадилом что-то не то, где-то там особо хитрая магия.
А кто не читал, тому сложнее - сходу половину не поймёшь, начнёшь додумывать, и перемудришь, свернёшь не в тот лес. Авторы-то первоисточник изучили довольно внимательно, символика там отнюдь не "от фонаря", но запутать способна.

Поэма - пышное морализаторское эскпло, сколь усердное в пафосе соединения светского фуршета с христианской добродетелью, столь открытое в посылах и алчущее "культурности" в наивных, архаичных формах. Лёгкое в повествовании, почти fairy tale, предновогодняя сказка, завлекающая молодого дворянина возможностью доблестной богоугодной роскоши, где рыцари в кафтанах червонными ягодками расшитых да в шароварах с бархатными помпонами и золотыми драконами, благочинные дамы, прекрасные как песнь юного снегиря на рассвете, все в розовых шелках и с манто из соболиных ушек, пышногривые кони цвета уханьского перламутра и дивные соколиные охоты на хтонических кабанов, а также виверн, ехидн и единорогов ..не говоря уже о чисто воспитательном эффекте.
Так и видишь кривоватого баронского сынка, погружающего себя в мир отваги и благолепия, дабы отвлечь себя скорбных дум на тему: "..все ли крестьяне вымрут к осени от чумы, или всё-таки успеют достроить мне эту катапульту?"

Авторы фильма взяли сюжет, изъяли из него весь этот разноцветный контекст, по сути, лишив стихи адресата, и прикинули, что осталось. Осталась вечнозелёная сентенция "пацан сказал - пацан сделал", где можно слегка перетасовать события и персонажей, нагнать мистицизма погуще, предпочесть символизм логике, и разумеется, местами домыслить - что закономерно введёт в заблуждение зрителя, с первоисточником не знакомого, мол, а почему сюжетные арки с дорожными приключениями никуда не ведут и уселись особняком? А вот прикол такой - в поэме они и были несколькими строчками, как-то "храбро бился с людоедами и волками, драконами и медведями, людоедами и бурундуками, но больше всего пострадал от осеннего холода", так что не обессудьте. Кому сейчас нужны эти вычурные застолья на тысячу человек с трубадурами и боровой дичью - будет минималистичный отточенный дизайн. Тут, кстати, не хочу злословить, картинка удалась, особенно лесные сцены. Хотели даже в глубину бэкграунда без перспективы, как у Альтдорфера в "Лесном пейзаже со Св. Георгием..", но вертикально экран не поставишь. Кино, в целом, глазу приятное, многое сделано изобретательно и к месту, например, сцена с разворотом камеры по опушке, когда герой лежит барашком стреноженным. Хвойный лес удивительно киногеничен.

Понятно, не в 14 веке живём, но по мне, фильм здорово подточило превращение Гавейна в актуального городского парубка с чертами снулого лузера, хоть и облагороженного фактурой. Проблемы, девушка, карьера. Напуганность, метания, неуклюжесть. Возьмите бумажник, только не убивайте, вот это всё. Словно сами авторы не могут поверить в иного героя в принципе; жонглировать средневековой символикой, вывернуть твисты, накурить психоделики - могут, а поверить в человека с поведенческим паттерном, отличным от нынешнего среднестатистического - нет. Ну и туда же заигрывание с низшими сословиями, что в рыцарских благоскаканиях "не по статусу". В сцене с современнейшим подкатом гопников подумалось, а убил бы их каноничный рыцарь? Самурай бы точно рассёк одним взмахом и пошёл дальше, а вот рыцарь, пожалуй, взял бы плеть, смочил святой водой, и загнал в церковь, грехи замаливать, а через три года и три дня разбойник бы перевоспитался, и превратился в доброго пасечника, который однажды угостит коня Грингалета булочкой, о чём будет сообщено двумя строчками между помпезным предвкушением усмирения каких-нибудь богохульных пиктов.

Про лисичку. С лисичкой смешно - в поэме лис чётко выполняет структурно-композиционную функцию, кончил, правда, плохо, но с честью. Здесь же его будто не знают куда приткнуть, кем назначить, как бы ни старались изобразить обратное: такой классный ведь, и за проводника сойдёт, и за посланца потустороннего, и за альтер-эго , и за кицунэ. Но в результате всё равно - вон из мешка, пушистый друг. Нет, у нас не 6-й век, и не 14-й. Милота в почёте.

[Spoiler (click to open)]

А в кульминационной сцене тщательно нагороженный символизм куда-то просел, уступив место сразу считываемому флэшфорварду. По-моему, если бы средь золотистых ив Гавейну вновь явилась Св. Уинифред и честно указала бы ему на возможную судьбу, было бы и красивее, и осмысленней, и как-то более «по-средневековому».



Получился эталонный продукт хипстерской образованщины, нагруженный символикой, но пустоватый, ухоженный, но чрезмерно разлинованный по линеечке. Наверное, по-своему даже искренний, просто сами авторы такие. "Я, мой друг робот и печенька создаём смыслы". Переумничали с метафорами, не работающими на сопричастность. В поэме всё яснее, эмоциональнее и доходчивее. В плюс то, что побуждает обратиться к оригиналу и убедиться, что канон всё-таки порушен не так сильно, как иногда случается. И сохранен важный для произведения в целом элемент некой игры, хоть и поданный в противоположном темпераменте.
Сильно ворчать не хочу - старались, было интересно смотреть, но случалось ощущение, будто не впитываешь седые куплеты про испытание витязя достославного, а тихо катишься на электросамокате по университетскому коридору - душок современности сквозит через все англосаксонские ельники и подвывает.

Tags: Кино
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments