xraptor (xraptor) wrote,
xraptor
xraptor

Categories:

Хоббит: Нежданное путешествие (2012)

"Хоббит" эпичен, вполне в духе 3-х серий "Властелина Колец", но вызывает стойкое ощущение что тебя намотало на шестерню гигантского механизма по умножению дензнаков.

Честно говоря, я никогда не разделял ярых восторгов по поводу трилогии Джексона. В первой серии мне по большому счёту понравились 2 сцены - вламывание в подземный зал гигантского тролля и последующее заваливание оного, и кадр выбегания героев на открытое пространство после сцен в Мории. Во второй - конная стычка с волколаками, или варгами, или как их там.
Помнится, читаю книгу, я воображал, как подобный эпик можно адекватно экранизировать, и можно ли вообще. Приходил к выводу что вряд ли, ну или на худой конец представлялось что-то вроде странного психоделического телесериала, серий на 50, очень дорогого, но снятого на ч/б плёнку, и формата 16:9. Но вот пришёл Джексон и явил миру пример технологичной адаптации. Стало ясно, что перед современной машиной переработки литературного материала в сценарный не устоит ни одно произведение.



Когда я первый раз посмотрел "Властелин Колец", он меня ничем особо не поразил. Несмотря на размах, уважение по мере сил к первоисточнику, аккуратность в спецэффектах и дороговизну картинки я не увидел там ни живости вымышленного мира, ни объёма стоящей за ним выдуманной истории, ни какого-то особого полёта фантазии. Все режиссерские ходы очень предсказуемы и просчитаны, величина расстояний натужно передаётся одним и тем же стандартным полётом над ландшафтом, и даже Барлог, существо довольно необычное, насколько я помню, выведено банальным огнедемоном с рожками и крылышками, завсегдатаем компьютерных игрушек; энты получились неприлично карикатурными, а старого хиппаря Тома Бомбадила вообще выкинули из сказки. Разумеется, драконы драконистые, волшебники колдуют во всю, масштаб убоя орков беспрецедентен, но во всём этом есть ощущение техничной спрессованности повествования и вынужденной скороговорки.

Впрочем, когда позже пересмотрел трилогию, уже стало очевидно, что это - классика, никуда от этого не деться. Своё место Питер Джексон в современном мифотворчестве застолбил так застолбил. И молодое поколение будет сначала смотреть фильм, а потом читать книгу, что даст в их головах, вероятно, совсем иной облик произведения.

С "Хоббитом"  было проще, т.к. в отличии от "Властелина", где я худо-бедно помнил к тому времени содержание, содержание же "Хоббита" я забыл почти полностью. Помню только что книжка короткая, там были какие-то гномы в неоправданно большом количестве, и какой-то дракон, коего нужно обязательно извести, экспроприировать золото и квадратные метры обиталища.

Всё очень масштабно, виды Новой Зеландии по-прежнему прекрасны. Однако бросается в глаза, что все мизансцены, все переходы от одной сцены к другой выстроены по единому шаблону и легко угадываются. Такое кино, построенное мини-блоками. Сходное использование освещения, сходные пролёты камерой. Всё, как в трилогии "ВК". Но работает, и ладно.

Претензий к главным персонажам нет, в фильме они выглядят довольно органично, а насколько это соотносится с книжкой - уже не помню.

Лучше всего удаются Джексону сцены баталий среднего масштаба. Не побоища тысяч размноженных юнитов, не крупноплановые стычки один на один, а когда драчунов 10-50 - тогда получается наиболее бодро и изобретательно.

Гоблины черезчур неприятные, насколько я помню, в книгах это что-то больше звероподобное, нежели зомбиподобное, нечто вроде лютых австралопитеков с ятаганами. Здесь же живописуются все виды деформаций черепа и кожных заболеваний.

Тролли неожиданно показаны культурными существами, ведут беседу, прилично обедают. Я-то думал это тупые бессловесные монстры.
Но всё же тот тролль, из 1-го "Властелина Колец" - лучший. Яростный и беспощадный. Эффектный выход и геройская смерть.

Непонятный эпизод - какие-то каменные великаны бросают в друг друга камни и лупят друг друга по голове. Кто это? Зачем? Почему? Какова их роль в этой истории?
Есть в фильме слегка невнятные моменты, я их списываю на незнание источника.

Компьютерные зверушки, как всегда, такие компьютерные. Ездовые зайцы... это действительно так было в книжке? Хворающие ежи умилили. Уж могли бы пригласить ежей настоящих, не думаю что это настолько редкое и трудное в эксплуатации животное, и все стандарты "зелёных" при таком бюджете могли быть вполне соблюдены. Хотя ёж и нелёгок в дрессировке, полагаю.

Все эти пафосные отсылки к местам, названиям, именам, не говорят мне ровным счётом ничего, нужно знать первоисточник. Особенно болезненная фетишизация мечей, но это вроде и в книге так.
Да, и не совсем ясно, ради чего главный герой решился на все эти злоключения. Во "Властелине" всё понятно - важная миссия, возложенная на. А тут его вроде как задним числом подписали, а он возьми и согласись.
Затянутые места тоже присутствуют, но умом я понимаю, что так и надо, для большей фундаментальности. Коли уж принялись городить сагу, нужно городить по всем правилам.

Итак, из маленькой детской книжки клепают огромное тяжеловисное полотно в 3-х частях. Насколько это правильно - не знаю. Что по мне, логичнее как раз было сделать наоборот - "Хоббита" сделать односерийным (ну хорошо, 2-х), а "ВК" 4-5 серийным, а то 3-я получилась явно скомканной. Однако, как говорится, рынок диктует свои условия.
Деньги свои Питер Джексон несомненно заработает. Паровоз встал на рельсы. Ещё 2 серии, а ведь есть ещё "Сильмариллион", (который я вообще не осилил), и ещё куча фанфиков. И ещё можно допридумывать, если надо. Пусть снимает конечно, но есть от этого некий привкус коммерческой стройки века, в ущерб художественной целесообразности.

Невероятно ярких эмоций фильм не вызвал, но продолжение смотреть буду. Интересно как дракона изживать будут.

Tags: Кино
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments