?

Log in

No account? Create an account
Джанго освобожденный (США, 2012) - xraptor

> Recent Entries
> Archive
> Friends
> Profile

January 26th, 2013


Previous Entry Share Next Entry
11:54 pm - Джанго освобожденный (США, 2012)
Освобождённый раб Джанго на протяжении почти 3-х часов вызволяет возлюбленную БруМхильду из лап злобного Леонардо Ди Каприо.

Условно фильм можно разделить на три части. Первая весёлая, с шутками-прибаутками, в которой главный герой скачет по просторам Техаса и постигает радости профессии "баунти хантера". Во второй мы переносимся в штат Миссисипи, где нам живописно показывают ужасы рабовладения, и параллельно наслаждаемся местами затянутыми упражнениями в изящной словесности в исполнении Ди Каприо и К. Вальца. Ну и третья часть - собственно из-за которой всё и затевалось - страшная месть, сопровождающаяся обильным и красочным смертоубийством.


Итак, очередное кино про кино, как и "Убить Билла", и "Доказательство смерти", и "Бесславные ублюдки". Кино занятное. Понравилось мне больше "Бесславных ублюдков", т.к. во-первых, это более стройная последовательная история без параллельных сюжетных линий, а во-вторых, в "Ублюдках" Тарантино вторгся на территорию европейской истории, где с одной стороны он по-большому счёту мало что понимает, а с другой, та совокупность военно-шпионско-приключенческого кино, на которой он базировался, сама по себе разнонаправленна и мною не так любима. В "Джанго" ему проще, ибо это Америка, дело было давно, да и вестерн жанр более стилистически однородный и обладающий огромным объёмом мифологии и клише. Но схема переработки материала такая же, лихая, лишённая рефлексий, и по-дитячьи восторженная.

Что бы ни говорил автор о желании снять фильм про историю рабства в Америке, всё неправда. Антиисторичная, прямолинейная, местами нелогичная, простая, как две копейки история мести, любовно соткана из цитат и отсылок к спагетти-вестернам чуть менее чем полностью да ещё и совмещена с близким режиссеру "блэксплотейшном". Любителям искать аллюзии и заимствования непаханные поля удовольствий. Разумеется, много приятной музыки, в основном старые темы Морриконе и Луиса Бакалова.  Единственное, рэпом я не проникся, чуждый мне стиль абсолютно. Знаменитая песня из оригинального фильма "Джанго" 1966г. тоже присутствует, как без неё. Кстати, чрезмерная популярность старого "Джанго" для меня загадка, по мне так далеко не лучший представитель жанра.

Джейми Фокс меня особо не впечатлил, однако, учитывая несложность роли, в целом смотрится на месте. Грозный взгляд исподлобья ему вполне удаётся, а больше и не требуется.
Кристоф Вальц выдаёт того же штандартенфюрера Ганса Ланду, но с положительным знаком. Правда, Ланда был подонком рациональным, а "Дантист" Шульц оказывается чуть ли не скрытым романтиком.
Одобряю выбор Леонардо Ди Каприо для роли нехорошего плантатора, садиста и самодура Кельвина Кэнди. Образ изрядно карикатурен, но ему идёт. Странно даже, неужели и правда у Ди Каприо не было отрицательных ролей до этого? Скоро их будет больше, и образ Джека Доусона будет выжжен калёным железом из мозга юных зрительниц (зловещий смех).
Очень мощная роль у Самюэля Л.Джексона - слуга Стивен запомнится всем надолго. Причём есть ощущение, что я где-то уже видел этого персонажа, может на какой-то рекламе винтажной, но не могу вспомнить откуда.

Постоянно наблюдаю дискуссию о сдвиге морально-этических границ у положительных персонажей. Да, есть такое. Но зачастую представляется, что для Тарантино это не имеет абсолютно никакого смысла, он как ребёнок, играющий в казаков-разбойников и стреляющий из игрушечного пистолета в проходящих мимо пенсионерок - наслаждение текущим моментом и посильное проецирование его на окружающих заменяет ему всю картину мира. Только он не до конца вырос из этого возраста. Это такой тип людей. До безумия чем-то увлечённые, и чуть-чуть утрачивающие связь с реальностью. Подобные люди говорят на клингонском, ходят на работу в чёрном балахоне из какого-нибудь "Варкрафта", и при знакомстве с людьми первым делом начинают с безумным блеском глаз описывать устройство пулемёта в оси винта "Мессершмитта-109". А Тарантино действительно очень любит километры этого разнообразнейшего трэша разной степени лютости, выпущенного за всю историю кинематографа, и отождествление своих фильмов с ним - один из основных его творческих приёмов, в сочетании с дотошным перфекционизмом дающий яркий результат. Тут уж не до этики с моралью. Другое дело, может ли дать такой подход какие-то свежие идеи в последующих трактовках. В зависимости от трактующего, полагаю.

Также встречал мнения, что его фильмы имеют определённый антиполиткорректный подспуд, дескать есть в них особый взгляд на проблему расовых и национальных взаимоотношений, имеющий принципиальную, нонконформистскую природу. Некоторые так вообще приписывают Тарантино скрытое сочувствие национал-социализму. Категорически не согласен. Тарантино абсолютно аполитичный режиссёр, просто на редкость аполитичный. Все его якобы смелые высказывания на тему негров, феминисток, евреев, нацизма, Гитлера, рабовладения, не имеют отношения к реальности, а имеют отношение только к соответствующим направлениям жанрового кино. Причём, что удивительно, даже там, где он действительно пытался что-то сказать. Российскому зрителю это зачастую сложно понять, что контекст может висеть в плоскостях, нашими коллективными рефлексиями не охваченных.

Но вот что я хочу сказать за Тарантино.

Тарантино из той породы гениев, за которыми нужен глаз да глаз.
Ведь одно из главных умений Тарантино, на мой взгляд, его феноменальная память. Существовало множество жанров, поджанров, течений развлекательного кино. Со своими законами, фишками, приколами, стилистикой, в зависимости от времени и страны изготовления - Блэксплотэйшн и Спагетти-Полар, Слэшер 80-х и Тайваньский Кунг-Фу-боевик 70-х,  Якудза-Эйга и WIP, Фильм про Байкеров-Сатанистов и Прибалтийский Детектив, да масса всего. Попытайся снять сейчас что-то подобное, ну назовут это "стилизация под", т.е. формальные признаки соблюдены, но будет видно что это стилизация. Время ушло: другие типажи, другая музыка, другая динамика, другой свет, чуть по-другому ставят кадр, и другие ходы считаются оригинальными, по-большому счёту всё другое, хоть прошло и не так много времени. А Тарантино все эти микро-ходы помнит. Поэтому иной его фильм, снятый сейчас и несмотря на современный антураж, иногда производит ощущение, что снят в какие-нибудь лохматые-усатые 70-е годы. Не думаю что это какое-то специально выработанное умение, скорее частично природное, частично такой гиковский навык, отполированный годами работы в в видеопрокате. Он его успешно эксплуатирует. Но. Поскольку это типично гиковское желание взахлёб тиражировать в разных ракурсах и восхвалять давно просмотренное не проходит, а по мере увеличения возможностей наоборот возрастает, есть у него опасность со временем окуклиться и замкнуться на себе. Просто потому, что с возрастом мозг "замыливается",  за неимением мотивации генерировать что-то полностью своё, и бесконечно купаясь в старом любимом материале человек постепенно теряет чувство меры, и тонет в самоповторах.

Посему, хороший, годный продюсер, работая с товарищем Тарантино, должен делать вот что:

1. Тщательно выбирать сценарий. Ибо "экспло" жанр конечно весёлый, но на нём далеко не уедешь, и попытки нагрузить черно-белый мир эксплотейшна некими общественно-значимыми проблемами выглядят натянуто. Подозреваю, ему действительно нечего сказать, кроме как вечно объясняться в любви к старым фильмам. Так "Убить Билла-1" смотрится бодрее именно потому, что эта чистая история про месть, без добавочных вычурных диалогов, которые не несут особой смысловой нагрузки, но режиссёр продолжает плескаться в словесных витиеватостях, забывая про зрителя, который просёк эту фишку уже давно и ждёт развития в чуть ином ключе. Честно говоря, я бы хотел, чтобы Тарантино вернулся к криминальной тематике с простой, но вменяемой литературной основой. Вот по Эдгару Уоллесу пусть поснимает, или по Элмору Леонарду. Очень здорово может получиться, но это только моё мнение, у меня так "Джеки Браун" вообще любимый фильм режиссера, наравне с "Чтивом".

2. Ограничивать хронометраж. Есть ощущение, что дай ему волю, он будет бесконечно упиваться длиннющим монологом очередного невероятного персонажа, отсылающему к какому-нибудь одному ему известному итальянскому или гонконгскому боевику 40-летней давности, а иной зритель будет слушать всё это, непонимающе хлопать глазами, и в итоге растеряет эмоциональную связь с картиной. Стремление впихнуть дикое количество отсылок в один сюжет нужно как-то пресекать. Один и тот же приём, повторяющийся многократно, рано или поздно начнёт утомлять.

Но в любом случае, что могу сказать о Тарантино - его смотреть интересно. Он у нас такой один. Его нельзя упрекнуть в стремлении захапать мешок с деньгами и расслабиться, или деловито оседлать прибыльную тему и плодить бесконечные продолжения. Пока интересно. Не знаю что будет потом. Мне кажется, есть у него лёгкий позыв не сходя с дороги детства ввернуть в повествование какую-то насущную проблематику, но учитывая его видение мира, не уверен что это хорошая идея.

А так, увлекательно, юморно, местами даже душевно. Охарактеризую как "настороженно понравилось". Наверное, нужно пересмотреть на языке оригинала, с субтитрами.


Tags:

(Leave a comment)


> Go to Top
LiveJournal.com