xraptor (xraptor) wrote,
xraptor
xraptor

Categories:

Primer/Детонатор/Руководство (США, 2004)

Посмотрел сей независимый фильм, обладающий в узких кругах культовым статусом.
Ничего не понял.

Вернее, соврал конечно — мало что понял в деталях сюжета, но саму концепцию очень даже оценил.

Жили-были два друга-изобретателя, Эйб и Аарон. Трудились они в крупной Hi-Tech компании, а в свободное от работы время изобретали нечто. Насколько мне удалось понять, некое устройство, изменяющее массу объекта. Не столько от безответной любви к науке, сколько с целью построить хоть что-нибудь работоспособное, и потом кому-нибудь поудачнее продать.

Тут нужно остановиться и дать описание жизни этих Эйба с Аароном. Несчастные, не выспавшиеся, умучанные бытом, с утра на работу, жена туда-сюда по кухне ходит, за свет не уплачено.. тьма и безысходность. Быт американских молодых специалистов наукоёмкого производства представлен так, что невольно вспоминаешь какие-то газетные опусы советских времён о тяжёлой доле честного трудящегося в мире чистогана. Сделано так, скорее всего, без задней мысли, но фон происходящего именно таков — пронизанный изнуряющим, мутноперспективным, скуднооплачивыемым трудоголизмом.

Вот они, скорбные рабы капитала. В этих рубашках с галстуком они ходят 24 часа в сутки, в любую погоду и в любой локации, как свидетели Иеговы.6 22
29 4

..Итак, строят, значит, агрегат. По ходу обсуждают разные технические подробности, и тут, надо отдать должное сочинителю диалогов - диалоги прописаны очень хитро. С одной стороны, человек, с научно-лабораторной практикой не знакомый гарантированно мало что поймёт и воспримет всё на веру. С другой, зритель, более-менее подкованный в физике и приборостроении не сможет поймать персонажей на проговаривании явной чепухи. Т.е. без вгрызания в конкретику, но сама технарско-научная стилистика бесед вполне правдоподобна.
20 31
Похвалю также за внимание к деталям - обратите внимание на галстуки, во время работы они заправлены в рубашку, чтобы не болтались и не мешали во время работы в согнутом положении. Помню, сам так делал на практиках по военной кафедре (там галстучный дресс-код был единственной альтернативой камуфляжу).

Вскоре в процессе испытаний начинает твориться нечто странное - агрегат выдаёт больше ампер чем потребляет, производит энергию из ниоткуда, и вообще, цинично плюёт на законы физики. А грибы, случайно попавшие внутрь устройства, чудесным образом разрастаются за день так, как выросли бы за несколько недель.

И тут, абсолютно буднично, приходит озарение - парни случайно изобрели машину времени. Вот как она выглядит в первоначальном варианте. Построена, как и надлежит всем этапным изобретениям, в гараже.
10 9
Как ни странно, они этому не рады ни разу. Нет бы айфон какой-нибудь бокастый вылупился от их страданий. А машина времени это как-то.. слишком. И что делать с ней, непонятно.
Думали-думали, и не придумали ничего лучше, чем построить такую же, но побольше, прыгнуть на несколько дней назад и подзаработать на курсе акций.
Нормальный молодой учёный сначала хотя бы напился удивился как следует, не каждый же день такое. Но не эти, эти сразу за калькулятор, как безблагодатные менеджеры по продажам. Даже как-то стыдно за них.

Дальше хитросплетения этой истории для меня теряются, ибо логистика множественных перемещения во времени - штука, воспринять влёт которую и так дано не всякому мозгу, а тут в добавок сюжет ещё и очень, очень невнятно подан. По факту, приходится здорово достраивать в уме место и время действия по обрывкам диалогов, складывающихся в такой штрихпунктирный нарратив. Суть-то ясна, но проиллюстрировано всё на редкость сумбурно. Как будто слушаешь аудиокнигу в метро, снабжённую стопкой произвольно перемешенных фотографий с "полароида". Последовательность действией персонажей очень постепенно укладывалось в голове аж весь следующий день, а потом опять благополучно оттуда выпала. Это вам не нолановский "Престиж" где всё понятно сразу: Тесла плодит котов и шляпы. Тут, как говорят программисты, надо "раздуплять", причём желательно в режиме реального времени.

Неудивительно, что появилась вспомогательная схема. И ещё одна, более правильная. И наконец, самая полная.

А в финале герои более-менее осознают ворох этических и прочих проблем, наплодившийся в результате их перемещений во времени, но мягко говоря, поздновато, поэтому никакого очевидного решения их не предвидится.
30 25

Две вывода сделал я из этого фильма.
Во-первых, не знаю как там на самом деле, но бросается в глаза чугунный пресс коммерческой целесообразности, давящий на корню здоровый энтузиазм и сопутствующую чудаковатую эмоциональность, обычно молодым учёным так или иначе присущий. Как писал Д.И.Менделеев, "Зная, как привольно, свободно и радостно живется в научной области, невольно желаешь, чтобы в нее вошли многие". Это не про Эйба с Аароном, которые существуют в настолько гнетущем режиме, так забиты и подавлены, что даже открытие всемирного значения не вызывает в них ничего кроме растерянности и робкого желания срубить денег хоть как-то, которое вскоре опять перекрывается стрессом и растерянностью.

И во-вторых, режиссёр Шейн Каррут безусловно разбирается в математике, физике, приборостроении, любит науку, любит научную фантастику, но совсем не любит зрителя. Понятно, что от фильма за $7000 никто не ждёт зрелищности, и она тут и не нужна, но я уверен, что злоключения персонажей можно было показать как-то удобоваримей. Редкий случай - часто в дебютных и любительских фильмах наблюдается превосходство формы над содержанием (особенно учитывая, сколько людей пришло в режиссуру из рекламы и дизайна), здесь же всё наоборот - интересная идея, но видеоряд очень неинформативен в том, что касается разжёвывания сюжета для людей, не обременённых своеобразным математическим складом ума. Или это я уже совсем отупел.

Говорят, у фильма много поклонников в среде научных сотрудников. Я же посмотрел с любопытством, но за живое не задело.

Tags: Кино
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments