xraptor (xraptor) wrote,
xraptor
xraptor

Годзилла (2014)

Посмотрел новую "Годзиллу". Не сказать чтобы особо разочарован, но честно говоря, ждал чего-то более самоценного.

О сюжете. Глупо говорить, что сюжет "Годзиллы" притянут за уши - Годзилла изначально существо метафорическое, и ясно, что генезис подобной зверушки вряд ли получится растолковать с правдоподобно-научной точки зрения. Однако некоторые принципиальные расхождения с оригинальным фильмом И.Хонды бросаются в глаза - в "Годзилле" 1954г - чудище было побочным эффектом ядерных испытаний, что в какой-то мере являлось отражением тогдашних страхов японского общества. Здесь всё наоборот - Годзилла оказывается была всегда, дремала где-то на дне, и испытаниями на атолле Бикини американцы её просто-напросто хотели забороть. Наверное, испытаниями на Новой Земле хотели забороть Песцезиллу, в Неваде — Койотозиллу, а под Семипалатинском - какую-нибудь Тушканозиллу. Пусть так, метафора просто неукротимых сил природы тоже имеет право на существование, а то Йеллоустонский супервулкан о всех нас забыл, астероиды стыдливо облетают планету стороной, а с ураганами и прочими метеособытиями вроде-как справляемся. Что до до комет-астероидов, кстати, то после Челябинского метеорита они вообще масс-пугательный потенциал растеряли, ибо всем стало ясно - Конец Света в таком случае будет быстрым и внезапным, как удар бейсбольной битой по затылку. Никакой драматургии, никаких помпеянок с заламыванием рук, дождей из лягушек и ковчегов с пандами. Те, кто выживут, просто очнутся в другом мире. А без драматургии никуда. Таким образом, обращение к старомодной, проверенной временем мифологии оправдано, ну а всякую думу грешника о котле назвать злом язык не повернётся.

Думаю, не будет сильным спойлером сказать, что Годзилла не единственный герой нового погрома. Ему оппонируют Гнусы - перепончатокрылые существа, напоминающие одновременно летучую мышь и богомола, а по форме черепа - ни то пассатижи, ни то кухонный девайс для колки грецких орехов (правильнее даже ГНУСы - это аббревиатура, Гигантское Непонятное Уникальное Существо, Головогрудый Неуправляемый Убийственный Стерх, или что-то вроде того).  Чудовища сделаны хорошо, с должным уважением к дизайну первоисточников, и вызывают однозначную симпатию и расположение зрителей.

[Спойлер №1]

Сцена как Гнус-юноша угощает свою возлюбленную пожёванной ракетой "Минитмен" так вообще прелесть и мимими.

Годзилла почти такая же обаятельная как и в японских фильмах, только помускулистее и помассивнее. А вот походочка получилась грузноватой - у японского ящера была такая непередаваемо беззаботная манера переступать, что казалось вот сейчас он остановится, упрёт лапы в боки, и спляшет "Барыню".

К логике приключений самих монстров не то что нет претензий, а наоборот, претензия как раз в том, что логику эту слишком настойчиво пытаются проговорить, в то время как по большому счёту она тут лишняя.

Перед фильмом я ещё начитался отзывов, дескать, кино реалистичное, мрачное, атмосфера паники, апокалипсиса, и т.п. Ничего подобного не ощутил. Погромили - разошлись. Никакой особой правды жизни в действиях военных тоже не было обнаружено. С детства не понимал, почему всю эту монстробратию нельзя поубивать обычными осколочно-фугасными снарядами - у них кожа из адамантия или какого-то особо прочного металлокомпозита, или они регенерируют за секунды? Да нет вроде, судя по тому что показано, из плоти и крови, как и все. И мегатонная боеголовка, которую несколько человек за 15 минут вытащили из завалов в центре города и вручную дотягали до причала... идиотизма несуразностей хватает, и технического правдоподобия там не больше чем в любом подобном блокбастере.

Особый, даже деликатный момент - отношение к радиации. В самом первом фильме радиация была чуть ли не главным поражающим эффектом Годзиллы, а потом эту тему как-то начали последовательно заминать, тем не менее упоминать её продолжали. Так и здесь, учитывая, что монстры питаются радиоактивными материалами (в седые богатые времена урановые болванки росли якобы чуть ли не на деревьях, а сейчас приходится сиротливо присасываться к электростанциям), от них должно здорово фонить. Но нет, никого особо это не заботит. То же с показом в кино атомных взрывов, не первый раз встречаю - сверкнуло, громыхнуло, автомобиль/вертолёт пошвыряло, и ничего - все здоровы, всё в порядке.

Теперь о том, что похуже. Мне понравился персонаж Брайана Крэнстона, его вполне я мог бы принять как главного героя. Но вскоре фокус переключается на его сына - картонного Бравого Сапёра, чья роль меня никак не заводит, она стандартна, предсказуема, более того, назойлива. С большим интересом я бы смотрел на приключения героя Крэнстона или просто на тактику действий комитета объединённых штабов, или кто там ответственен за защиту населения от подобных неприятностей.
Игра Кена Ватанабе не понравилась - одно и то же пафосно-удивлённое выражение лица, правда и сама роль не подарок - в каждой сцене постоянно изображать одинаковую реакцию при минимуме реплик.
Вообще, "по человеческой части" кино, большей частью, оставило равнодушным. Что до битв монстров, они живописны, но вот этот контраст якобы победного шествия могучего неостановимого нечтА и безнадёжной суеты обречённых людишек я не уловил - людским персонажам недостаточно проникаешься, а часть фантастическая слишком просчитанная и не такая уж неотвратимая.

Бросается в глаза какая-то несамостоятельность фильма. "Монстры" того же Гарета Эдвардса показались мне заунывной инди-хипстерской ересью, но не были лишёны некоторой оригинальности и свежести взгляда. "Годзилла" же насыщена таким количеством заимствований из Спилберга, что даже становится неловко.

[Спойлер №2]

Особенно предфинальная сцена - один в один как в "Рядовом Райане", только вместо фашистского танка - Чудо-юдо.

Вместе с тем, с задачей вписаться в годзиллианскую франшизу Эдвардс справился. Годзилла теперь не только японский, но и международный товарищ, гражданин, так сказать, мира. Если сравнивать с "Тихоокеанским рубежом"  - очень разные фильмы по подаче. "Рубеж" драйвовее, "Годзилла" психологически ближе, мне во всяком случае.

В целом добротное фантастико-приключенческое кино, без неприятных извращений вроде трясущейся камеры, но затянутое в начале и скомканное в ключевых сценах. И что бы ни говорили - детское, 12+ справедливый его возрастной рейтинг. В целом, ассоциации больше не с первой "Годзиллой" 1954г, а с фильмами этой серии 70-х - 80-х годов, переснятыми в соответствии со всеми современными требованиями зрелищности. Если денюжку хорошую соберёт - будет Мотра, будет Гамера, будет Гидора, будет даже Мегагирус, надеюсь Мехагодзиллы не будет, т.к. "Тихоокеанский рубеж" уже есть, а второго не надо. Там и Песцезилла подтянется. И понеслось.. Теперь уже не скажу что сильно жду, но и не особо против.

Tags: Кино
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments