?

Log in

No account? Create an account
О комиксах - xraptor

> Recent Entries
> Archive
> Friends
> Profile

June 29th, 2014


Previous Entry Share Next Entry
09:27 pm - О комиксах

Некоторые знакомые меня спрашивают - вот ты, любишь монстров всяких рисовать и прочий угар, почему не рисуешь комиксы, это же так здорово!?
Постараюсь прояснить. Дело в том, что в какой-то момент комиксы, как вид искусства, для меня стали абсолютно чужды и непонятны. Более того, уподобляясь самым реакционным и контрпродуктивным диноцефалам, я стал оценивать его всё же как явление детское, вернее апеллирующее к детским способам восприятия. Пытался это ощущение побороть - безуспешно.

Познакомился я с этим жанром когда мне было лет 12, волею судеб я жил какое-то время в Болгарии, где наткнулся на стопку настоящих боевых комиксов на чешском, польском и немецком языках - в СССР тогда это явление ещё особо не проникло, и произвело огромное впечатление на неокрепший мозг.Сейчас уже плохо помню большую часть из них, смутно припоминаю только два сюжета: в первом римляне везут на своей триере отловленного где-то стиракозавра, видимо, для учаcтия в гладиаторских боях. Стиракозавр ломает клетку и разносит судно, убадывая всех рогом. Во втором - земной сецназ воюет с расой разумных динозавров (причём у людодинозавров была какая-то чудная культура - они одевались по моде 16-17 вв, ходили в воротниках-фрезах, в расшитых камзолах с жабо, со шпагами и шляпами с пером). Земной солдиер, пленённый ими, подвергается бесчеловечным экспериментам, в результате чего превращается в подобие Человека-паука покрытого жёлтой чешуёй, ну и как водится, вырывается и страшно мстит.

Кстати, может кто знает, что это было и как называлось - искал в интернете, перерыл кучу блогов, не нашёл.

Под их влиянием я даже начал рисовать свой комикс, как раз про тех модных динозавров в камзолах и чешуйчатого неукротимого качка, развил, так сказать, и дополнил. Сюжет, правда, вскоре зашёл в тупик - отлупив всех кого надо и не надо, главный герой не нашёл себе применения и затерялся где-то в джунглях. Попытки оживить историю трансформероподобными (вернее на то время макрон-один-подобными) роботами тоже не принесли результата. Нарисовал несколько серий, принудительно распространил их среди жителей садово-огороднического товарищества, потом надоело, дело это забросил, и больше к теме не возвращался.

Спустя много лет я стал видеть, что комиксы вглубь и вширь проникли в страну, всевозможная манга, «Марвел», и прочее-прочее стали общим местом и существенной частью поп-культуры. Я начал искренне пытаться понять за что их так многие любят и как их вообще надо воспринимать. Дабы ознакомиться, посетил пару профильных выставок на Винзаводе, пытался прочитать несколько выпусков всякого-разного.
И тупо ничего не понял.
С одной стороны технически безупречно, с фантазией, талантом нарисованный картинки, вроде вменяемые в целом истории, но их же абсолютно невозможно читать в принципе!
Наличие осмысленного текста подразумевает некий образ, который должен возникнуть при его прочтении. Наличие картинки подразумевает же некую драматургию, заставляющую поверить в адекватность действий персонажа в данном контексте. В комиксах эту функцию выполняют "бабблз" с текстом, и отчасти динамика композиции. Ну так вот, ни того ни другого в моём мозгу не возникает - всё рассыпается на отдельные составляющие - каждый раз приходится стоять как дурак перед листом с сюжетом и выворачивать мозг наизнанку, пытаясь понять последовательность эмоциональных событий и прочувствовать пространственно-временную канву истории. Т.е. если есть картинка достаточно говорящая, скажем о ситуации - зачем текст, если есть текст - зачем картинка, при хорошем тексте и так представляешь себе всё как нужно.

Вроде одно должно информативно дополнять другое, получается вроде что дополняет, но абсолютно в разных плоскостях. Пытаешься вникнуть в картинку, прочитать текст, но сам в сознании уже додумал всё остальное, высветил все возможные ситуации и пришёл к финалу. А тут следующая картинка - опять сначала, последующая картинка не согласуется с предыдущей "автоматом" - для этого необходимо умение как-то подтормаживать мозг и иметь навык напрочь отключать фантазию, модулируя дискретность.

Получается такой паровоз, у которого одно колесо деревянное, а другое квадратное.

Ещё момент - умение сходу воспринимать картинку не как единое целое, а как паззл из обособленных образов вне контекста - свойство, в детстве вполне естественное, но с опытом какого-никакого взаимодействия с живописью задвигаемое на задний план. Т.е. опять, гроздь сообразных и логичных выразительных средств изымается и заменяется невнятным костылём облачка с текстом.
Умение синтезировать из комплекта визуальных образов сюжет, идею, настроение должно быть заблокировано, уступив месту простой идентификации образов с последующим наложением на них готовой управляющей инструкции: посмотри вверх, прочти, посмотри вниз-прочти, объект переместился справа-налево, пауза, затем слева-направо», и уже после усвоения кода последовательности надлежит приступить к конструированию всего остального.

В отличие, кстати, от «сторибордов», используемых при иллюстрации сценариев — придумки абсолютно трезвой и полезной, когда необходим информативный инструмент с оговоренным набором правил и соглашений для точного описания того, чему должно быть в кадре.

А здесь — как если бы для просмотра фильма приходилось крутить бобины с плёнкой вручную, через скрипучий перекошенный редуктор. Подобные ощущения рождают невольные сомнения в цельности и продуманности конструкции как таковой, чуется какой-то неформулируемый математический изъян. Чего почему-то совсем не ощущаешь в кино, уж казалось бы насколько синтетический вид искусства. Изредка проскальзывает в видеоарте, в некоторых инсталляциях, но тут же компенсируется «компактностью целеполагания».

Поэтому заключаю: нарисовано технично, с выдумкой (а есть действительно аутентичные и без малого гениальные вещи, Жан Жиро тот же самый), и вполне имеет место быть - но чаще всего совсем не понятно каким местом это нужно воспринимать. Буквально каждый комикс даётся мне с огромным трудом, будто читаешь текст в зеркальном отображении справа налево. И чем дальше пытаешься вникнуть, тем хуже. Ну разве короткие "комик-стрипы", но это же не "графический роман" а скорее иллюстрированные анекдоты. И психоделика разной степени лохматости, без диалогов и подкадровых текстов - тоже покомфортнее идёт.
В юные годы такая проблема не стояла так ярко, комиксы воспринимались более-менее органично. Возможно, просто восхищение от нарисованных чудес пересиливало, или какие-то иные свойства молодости.

Меня удивляет другой момент - ведь большой лист комикса на стене - отличный элемент декора, безотносительно к смыслу.
Почему массово не выпускают нарочито бессмысленных комиксов?
Или комиксом, не имеющих смысла, но вызывающих какую-нибудь ассоциацию?
Изменяющих смысл в зависимости от того с какой стороны смотришь, с какой стороны падает свет, с переставляемыми в зависимости от настроения картинками?
Широкое поле для дизайнеров, но распространение не получило. Cтранно.

[Штуковинка с закорючками для дочитавших сие занудство до конца.]

ris459_2


(4 comments | Leave a comment)

Comments:


[User Picture]
From:bokkob
Date:June 30th, 2014 08:46 am (UTC)
(Link)
Трудозатратно, видимо. Проще выпускать стилизованные цветы-наклейки, чем панели комиксов с изменяющимся в зависимости от точки обзора смыслом. Хотя, откровенно говоря, я два раза в жизни видел подобный декор. Один раз в Осло (в стиле ретро), и один раз, как ни странно, в Киеве. Там был крупный стрип без текста на всю стену; в общем-то смотрелось необычно и довольно приятно.
P.S.
Использую комиксы\манги\графические новеллы в качестве идеального пособия для изучения иностранных языков. :) Впрочем, иногда и просто так могу - дискомфорта, по крайней мере, у меня нет.
[User Picture]
From:xraptor
Date:June 30th, 2014 10:01 am (UTC)
(Link)
Наверное где-то есть всякое, просто на глаза не попадалось.
Обои в виде комиксов я видел, но там просто произвольные листы откуда-то, увеличенные на всю стенку.
А у меня дискомфорт страшный :-) Т.е. о чём - понять-то могу, но продираться через эти квадратики какое-то абсолютно беспросветное дело. Сразу хочется взять, всю раскадровку распотрошить, кардинально поменять и переставить как мне удобно. Наверное, даже приблизить к кино-раскадровке.
[User Picture]
From:bokkob
Date:July 8th, 2014 10:56 pm (UTC)
(Link)
Вот есть у меня какой-то вид искусства, который я совершенно не чувствую и не воспринимаю как единое целое... но я его как неделю вспоминал, так и не вспомнил. :)
[User Picture]
From:xraptor
Date:July 9th, 2014 05:09 pm (UTC)
(Link)
Про комиксы во всяком случае чётко сформулировалось, всё-таки такой мэйнстримище, а ты на обочине.
А так, ну есть виды искусства, которые мне не очень близки, но это уже чаще либо вкусовщина, либо незнание.

> Go to Top
LiveJournal.com