?

Log in

No account? Create an account
Вилли Тоблер и гибель 6-го флота/Willi Tobler und der Untergang der 6. Flotte (ФРГ, 1972) - xraptor

> Recent Entries
> Archive
> Friends
> Profile

July 12th, 2014


Previous Entry Share Next Entry
09:47 pm - Вилли Тоблер и гибель 6-го флота/Willi Tobler und der Untergang der 6. Flotte (ФРГ, 1972)

Немецкая политическая сатира с в обёртке космооперы.
Я мало что понимаю в немецкой сатире 70-х. Однако фильм меня увлёк и впечатлил визуальной частью, поэтому выскажусь.

2040г, «далёкая-далёкая галактика». идёт война между планетарными концернами, звёздными трастами, и прочими вымышленными государственными и индустриальными формациями. Вилли Тоблер-Лерхенберг — корпоративный функционер развитого техноурбанистического общества, человек не самый приятный, чудесно совмещающий в себе беспринципного приспособленца с эмоциональным лузером. Планету его прописки разгромили, однако он успевает запрыгнуть в отчаливающую гравицапу. Надо срочно решать как быть дальше, и вот он, пользуясь природной напористостью, устраивается на работу в очередной галактический альянс на должность пресс-атташе. Собственно, дальнейшей его карьере и посвящено повествование.
Повествование абсурдситское, сатирическое, и под завязку наполненное мощью немецкого плаката.
2 53

Переваривая впечатления, поделил фильм на три весьма увесистых пласта:

Во-первых политическое направление, пронизанное антивоенной критикой с аллюзиями на недавнюю немецкую историю, иногда может более удачными, иногда менее, но явное, и сходу читаемое.

Во-вторых - часть субкультурная, внутрисобойчиковая и завязанная на контексты тогдашнего существования немецкой интеллигенции, с дуновениями аляповатой, пост-хиппарской поэтичности, такого квартирно-театрального розлива. Не могу сказать что это меня зацепило, ибо сильно не в теме. Я слышал о режиссере Александре Клюге, однако не смотрел других его фильмов, поэтому с чем-то сопоставить было трудно. Одновременно напомнило и годаровский «Альфавиль», и даже ранние клипы НОМа и прочую позднесоветскую неформальную самодеятельность. Ну и конечно, культовый опус «Американский астронавт»,что немудрено - ноги его из «Тоблера», видимо, и растут.

И в третьих - простой как три пфеннига, но очень оригинальный и находчивый визуал, плакатно-типографской природы.
Чуть ли не половина фильма состоит из стоп-кадров с изображением плакатов, девизов, схем, карт диспозиций и перемещений войск, какой-то самопальной инфографики, заголовков, коллажей - напор полиграфического дизайна уверенно подрубает дубок реальности, вовлекая зрителя в строевую движуху причастности к вымышленным сдвигам межпланетных геополитических пластов.

1 57


«Линкор «Забегающий вперёд пёс»
51 58
«5 лет назад здесь жили наши яйцебомбы»

«Сразу по прибытию на Крюгер-60 я обращусь в Адмиралтейство!»
8
«На борту агитационного корабля «Урзус»

«Пролететь сбоку!"

Как ни странно, всё это буйство фонов, шрифтов, колонтитулов и межстрочных интервалов - работает. Спустя какое-то время действительно начинаешь верить, что это какие-то архиважные глобальные события в "далёкой-далёкой..".
Сам приём не нов, Годар вон тоже лозунгом любил бабахнуть посреди повествования, но здесь даже уже не столько Годар вспоминается, сколько подвижники печатного дизайна вроде Яна Ван Тоорна.

Вот космические флотилии, из гаек с болтами, шлангов, гвоздей, каких-то древних ламп, разъёмов, транзисторов, и прочего крепёжного и электротехнического лома.
При должной постановке камеры - впечатлять может. Помню, в юности много чертил циркулем, вертел его в руках, и форма циркуля представлялась звездолётом изысканной конструкции, не говоря уже о совершенно фантастических девайсах вроде шпульки от швейной машинки.
24 49
Злая, боевая «Кин-Дза-Дза».


Сам подход такой вполне понятен, и идея его подана по-немецки технично и даже чрезмерно наглядно - бравурный милитаристский пафос не способен затмить инфантильно-садистскую сущность безудержных игрищ в танчики-самолётики. Главный герой пытается выжить и кое-как найти своё место в государственной машине, однако заигрывается, нервы потихоньку сдают, и однажды выбрав по недоразумению не ту сторону, оказывается в вентиляторе совсем уж фатальных политических пертрубаций - и теперь ему не поможет ни лояльность, ни связи, ни заслуги перед предыдущей властью. Ну да, критика мелкобуржуазного конформизма, как любили раньше писать, известное дело.

Но что бросается в глаза, в фильме нет темы подавления государством, т.е. она идёт информационным фоном, но не выпячивается как главный виновник и главный объект- всё построено на сугубо индивидуалистичном подходе, дескать человек такой-то и такой, и выводы можно сделать такие-то, или не делать. Из чащоб российской традиции логичнее бы видеть товарища Тоблера как человека государственного зомбоулья, как неотъемлемый элемент системы, через которого преломляется отношение к устройству жития-бытия.

12 37
Адмирал Хьюго Бом!

41 42
В стане 6-го флота зреет измена.

Актёр Альфред Эдель играет мощно. Герой его глуповат, суетлив, но деятелен, речист и честолюбив, а мозг его поражён стопроцентным канцеляризмом и давно мыслит исключительно в анкетно-плакатных тезисах: мы часто имеем честь наблюдать по телевизору его ментальных собратьев, горделиво заседающих в известных государственных органах, только в гораздо более унылом варианте. Однако образ настолько ярко сыгран, что изначально карикатурный собирательный типаж обретает самодостаточные черты и вызывает подобие симпатии, уж очень фееричен, да и фразы выдаёт одна лучше другой.


46 50

Кино понравилось, но не могу сказать, что сильно зацепило меня со своего политического бока. Вообще, плохо срастаюсь с жанром фантастической сатиры с жестко прописанной авторской позицией, и явная политическая составляющая в кино чаще мне мешает, т.к. часто подставляет готовые формулировки к непростым проблемам, ныряние в которые по ходу действия отдаляет от стороны чувственной/эстетической/психологической в сторону аналитическую, что сильно формализует ощущения, буквально фасует их по контейнерам. В результате смысловые глубины рискуют оказаться надуманными, а предлагаемые выводы - слишком простыми.

Что до художественно-иллюстративной части - тут всё здорово. Действительно, смотрится и уместно, и атмосферно, и на нынешние копипастерские времена очень свежо. Дизайнерам-полиграфистам и их соучастникам - смотреть обязательно.

И наверное, этот фильм должен очень вдохновлять и побуждать молодых кинематографистов — достойный урок, демонстрирующий, что за копейки и при помощи гаражных поделок из шишек можно снимать не только трэш и мульт-клипы под ютуб, но и взрослое, цельное кино, разумеется при наличии осмысленной идеи и чёткого осознания что именно ты собственно хочешь показать. Другое дело, нынче не всякий «молодой кинематографист» устоит перед благоуханием нишевых кинорынков и имеет все шансы съехать в тоскливый артхауз.

Фильм телевизионный, идёт 1:17. Есть на ютубе в неплохом качестве, с субтитрами.


Tags:

(2 comments | Leave a comment)

Comments:


[User Picture]
From:bokkob
Date:July 13th, 2014 12:15 am (UTC)
(Link)
Все-таки было что-то такое в космических спецэффектах семидесятых. Что-то, что потом потерялось - как ушло нечто из игр во время великого исхода из спрайтов к 3д.
[User Picture]
From:xraptor
Date:July 13th, 2014 09:37 am (UTC)
(Link)
Возбуждало фантазию недосказанностью наверное, хотя это самое банальное объяснение.
Признаться, в 80-е-начале 90-х, когда эталоном в космобаталиях ещё были ЗВ, а впереди заманчиво маячили возможности 3D-графики, я сам нос воротил от старых эффектов, всё казалось безнадёжно архаичным. А сейчас, наоборот, многое (хотя тоже далеко не всё) воспринимается свежо и интересно.

> Go to Top
LiveJournal.com