xraptor (xraptor) wrote,
xraptor
xraptor

Categories:

"Интерстеллар"/"Interstellar", 2014

На Земле не осталось селхозкультур. Всё поел неведомый долгоносик. Держится только царица полей - кукуруза, но и ей осталось недолго.
Становится голодно, пыльно и тоскливо.

Выход один - нет, не пытаться осваивать океан, и не пытаться победить всеми силами долгоносика. Чего мелочиться - сразу переселяться на другую планету, благо неизвестные доброхоты подогнали на орбиту Сатурна чёрную дыру-телепортатор в иную галактику.

На разведку отправляют героя Макконахи, бывшего пилота, ныне фермера. Вместе с ним летит миловидная дочка профессора (Энн Хэтэуэй), странный скорбный афроамериканец и робот универсального назначения - железный шкаф с экранчиком.
НАСА тем временем влачит жалкое существование где-то под кукурузными полями, где из последних сил строит ковчег-бублик. Получится у учёных взлететь со всем эти хозяйством - в бублик посадят элитку человечества, и полетят они сеять кукурузу по всей галактике осваивать далёкие миры. Не получится - есть план Б: вагон пробирок с биоматериалом и героиня Хэтэуэй, которой предстоит рожать-рожать-рожать новое человечество от NGC 2440 до NGC 6782.

Да, Нолан такой Нолан. Не щадит он зрителей с техническим складом ума, и вообще мало кого щадит.

1-я часть ещё ничего, кукуруза, тлен, безысходность, вопросы есть, но более-менее аутентично.
Но вот ракета взлетела, и начинается мрак. Нолан с пафосом жонглирует умными словами, "сингулярность", "гравитационные волны", и прочие "пятимерные пространства в трёхмерном измерении" (или наоборот, не помню), но всё это настолько претенциозно, патетично и сдобрено такой кондовой мелодрамой, что человеку с каким-никаким техническим образованием хочется заткнуть уши и хотя бы полюбоваться на пролетающие планеты и "прочий межгалактический продукт"(с). Но и этого нет. Понятно, что физические, космологические, астрономические термины требуют особого подхода в массовом кино, но иной подобный фильм хотя бы гипнотизирует картинкой. А здесь буквально непонятно куда ушли деньги. Ну Сатурн мельком показали, да. Пару "закордонных" планет.

[Спойлер]

Одна из которых - море, другая снята в Исландии, а третья - в Неваде.

Космические корабли - внешне ладно, сойдёт. Но внутри - плохо обработанные железки, массивные двери, отодвигающиеся в сторону (при дефиците пространств и каждом кило на вес золота), как в бэшной фантастике сорокалетней давности. Неаккуратно, непрактично. И всё крупными мазками, мало деталей. А вот помещение базы на другой планете почему-то сделано неплохо.
Особое место - робот. У робота с таким дизайном может быть одно место и одно назначение - стоять посередине станции метро и давать пассажирам советы как проехать от Библиотеки имени Ленина до Авиамоторной. Иногда отлучаясь подвести под ручку загулявшего алкоголика до эскалатора, хотя и это проблема - такими квадратными ходулями можно запросто поцарапать мрамор. Я понимаю, Нолан наверное проникся ностальгией, вспомнил романтику старых сай-фай фильмов, где роботы были неуклюжи, напоминали пылесосы-переростки, но подкупали личным обаянием и задорным миганием лампочек. Но нужно хоть как-то вспоминать о здравом смысле.

И так во всём, что касается материальной и физической части. Я уж молчу про поведение шаттла в километровом цунами, про полнейшее опошление самой идеи Чёрных Дыр, которые теперь не грандиозное непонятно что, влететь в которое получится только поатомно (или того хуже), а просто такая красивая штучка, через которую можно телепортироваться вовремя подрулив движками, и многое другое, что фанаты жанра разберут по полочкам лучше меня. При этом повествование стремительно тонет в настырной речистой многозначительности, доходящей до истерики, и научно-технических несуразностях. В результате, у меня как не получилось проникнуться величием космоса, так и не возникло желание разбираться в хитросплетениях пространственно-временных коллизий сюжета. Получается, есть кино, где предписывается отключать мозг, а есть — где тоже предписывается отключать, но при этом старательно делать вид что он у тебя работает, инспирируя неискренность к самому себе. Не знаю что хуже.

Так что с "Гравитацией" Куарона, конечно, никакого сравнения. "Гравитация" - фильм-музыка, фильм-симфония, требовательный к форме показа, но на удивление гармоничный во всём, при всех допущениях настолько детализированный, что даже людям, близким к космонавтике там есть о чём поговорить и на что обратить внимание без скидок на киноусловности. "Интерстеллар" же изрядно перемудрёное стремление казаться умнее чем ты есть, перекособоченно сгибающееся под собственным весом. Может, режиссеру не хватило какой-то отстранённости. Очень замкнутое, зацикленное на себе кино.

«Пекло» Дэнни Бойла, помню, тоже впечатлило побольше, и по форме, и по содержанию.
Возникла ещё ассоциация с фильмом «Эоломеа» пр-ва ГДР, 1972 года. Там немного другой сюжет, но очень похоже по посылу, с поправкой на спецэффекты и прочий визуал.

Теоретически, из первой части можно было сделать сносную постапокалиптическую драму. Я бы на неё не пошёл, я не люблю постапокалиптические драмы, но там для этого есть все ингридиенты. Кроме шуток, история о кукурузной хвори пугает и вполне способна окунуть в депрессию, тем более этому предшествовало что-то вроде 3-й мировой, хотя сия тема не педалируется, видать первоначальный сценарий сильно подчищен.
Из околонаучного словоблудия с перелётами туда-сюда по планетам можно было сделать серию "Стар Трека", не будь Нолан столь удручающе серьёзен.
Только ещё бы сократить хронометраж вдвое.

Ладно, хватит ругаться.
Что порадовало. Ну, монтаж плюс музыка в некоторых моментах, прежде всего в сцене пристыковке к вращающейся станции, хотя возникла мысль, что такую яркую тему хотелось бы услышать в каком-нибудь другом фильме.
Хорошо, что не коснулись околорелигиозных тематик, было бы слишком. Сразу вспоминается как бесил меня герой того же Макконахи в "Контакте" Замекиса.
Надо также отдать должное Нолану - фирменный приём с параллельными событиями в разнесённых локациях под стремительно-настороженную музыку вполне работает, местами вовлекает. Но ведь этого недостаточно.

Итого, мораль такова:
Для оптимиста: стремитесь к звёздам, при определённом везении там можно найти куда сбежать от последствий собственного раздолбайства.
Для пессимиста: если человечество дохозяйствовалось до описанной ситуации в принципе, ему уже ничего не поможет. Ни бублик, ни Хэтэуэй.
Для реалиста: уважайте сельское хозяйство, боритесь с тлёй, изгоняйте хомяка, морите долгоносика, удобряйте суперфосфатом и мочевиной, не пренебрегайте побелкой фруктовых насаждений, вовремя осуществляйте прополку и полив.

Возможно, масштабная космическая фантастика просто не для Нолана. Ему бы лихо закрученны криминальные триллеры снимать, или шпионские мноходовки, а уж если фантастику, то только малых форм, камерную, без претензий на.
Куарон, Спилберг, даже Бломкамп с Абрамсом, пожалуй (и надеюсь) - могут снимать грандиозное про космос, Нолан - не его.

Затянуто, претенциозно, неубедительно в деталях. Мне не понравилось.

Tags: Кино
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments