xraptor (xraptor) wrote,
xraptor
xraptor

Category:

Четвёртая фаза/Phase IV (США, 1974)

Культовый в узких кругах фильм. Долго берёг его "на сладкое", и вот наконец пришёл черёд вдохновенно рухнуть тушкой в муравейник.
Движимые неведомой силой, ранее мирные аризонские муравьи внезапно стали проявлять агрессию, и вместе с тем, невиданный интеллект. Двое учёных приезжают разбираться, в чём тут дело и как с этим быть.

Вот эти красавцы. С помощью оборудованной по последнему слову семидесятнической техники станции они будут пытаться найти взаимопонимание с новоявленным инсектоидным разумом.
19 7
Форму приглашения к диалогу, правда, выбирают своеобразную.
14 15

Исследовательская база. Много, много ретро-железок. Когда компьютеры были большими..
9 12
11 10

Что поразило, так это шикарно выстроенная и обставленная муравьиная драматургия. Особое место в ней занимает вот этот персонаж - Зелёный Муравьишка. Сложно сказать точно, кто он в муравьиной иерархии, возможно кто-то вроде координатора.
Вот он обменивается информацией с маткой в самом начале фильма.
1 5

А вот готовится цапнуть за ногу богомола, заставшего муравья-солдата за осуществлением диверсионного акта. Зелёный Муравьишка всегда впереди и знает что делать.
41 42
Муравей-актёр явно из другого муравейника, похож на азиатского муравья-портного, хотя могу ошибаться. Но кто бы это ни был, исполняет он свою роль более чем достойно.

Муравейчики трогательно пересчитывают погибших после ультразвуковой атаки.
45 70
..и героически катят образец химреагента матке на анализ.

Вообще, чего я не ожидал в фильме, так это индивидуализации и даже некоторой гуманизации насекомых. Обычно общественных насекомых рисуют как некую бездушную механистическую силу, здесь же мы видим именно что разумные действия, сопоставимые с действиями добросовестного человека в той же ситуации, а не высокоорганизованную армию миллионов мини-роботов.

Визуальная часть впечатляет, конечно. Даже сейчас, когда в распоряжении операторов куда более совершенная техника. Броских спецэффектов,нет, однако макросъёмка с разноцветной подсветкой на удивление выразительна и осмысленна.
23 36

Построение кадра, акцент на технике и вписанных в кадр геометрических конструкциях, графичные отстранённые планы завораживают и вызывают ассоциации аж с "Космической Одиссеей 2001" Кубрика. Что, наверное, неудивительно, как дизайнер титров режиссер "Фазы" Сол Басс работал и с Кубриком в том числе.
Да и собственный минималистично-контрастный стиль Басса вполне прослеживается, кто помнит его лаконичные плакаты к фильмам.
28 13
26 31

Красная Сигнальная Лампочка - чем не младшая сестрица ХЭЛа из "Одиссеи".
55 53

Отправляем послание в виде параллелограмма. Ответ получаем в виде параллелограмма с большим кружком, и кружком маленьким. До сих пор до конца не понял, что это значит. Но это важно, точно.



Что интересно, в реальности муравьи общаются, в основном, с помощью запахов и взаимного ощупывания, а звук и вибрация, насколько я помню - вспомогательный способ коммуникации. В фильме же - с помощью звуков, что существенно облегчает учёным задачу расшифровки сигналов. С другой стороны, всё логично, с постановкой глобальных задач муравьям понадобился и более скоростной и эффективный тип связи с большим радиусом охвата.

Парочка героев-доцентов меня ничем не зацепили, честно говоря. Какие-то они чудные, ровно как и методы их работы. Смерть фермеров по их вине их мало волнует. То они рубят с плеча и расстреливают муравьиные постройки, то они ждут пока их поджарят муравьиные башенки-отражатели и ничего не предпринимают. То надо связаться с начальством, то не надо. И почему их только двое. Камерность событий немного сбивает с панталыку, хотя понимаешь, что с художественной стороны где-то правильно не отвлекать зрителя суетой с карантином, ротой РХБЗ и вертолётами.

66 68

Девушка, Кендра, внучка местных фермеров, пропустивших эвакуацию. Девица сперва кажется странной - гибель родных её не беспокоит совсем, и вдруг в ярости набрасывается на лабораторных муравьёв, ломая оборудование - из-за них пристрелили её лошадку. Однако когда Кендра берёт себя в руки, мы видим на удивление собранного человека, ещё не совсем распрощавшегося с детскостью мышления, но быстро схватывающего суть происходящего.

22
58 40
Весь фильм вспоминал, откуда я помню эту актрису, Линн Фредерик - оказалось, из мелодраматичного вестерна "Четыре всадника апокалипсиса"/"I quattro dell'apocalisse", 1975 Лучио Фульчи.

Как элемент, обслуживающий идею, все персонажи на своих местах, но вот судьба их больше функциональна, нежели берёт зрителя за живое. Наоборот, думаешь о Зелёном Муравьишке, как он там, увернулся ли от всех шурупов, не застрял ли среди электроплат, не придавило ли пудовым осциллографом..
67 51
Красивого всё-таки муравья нашли на главную роль. Брюшко - чистый изумруд.

Когда-то я смотрел фильм "Хроники Хеллстрома",1971, его называют предтечей "Фазы", но как юнната он меня ничем не поразил, такая мондо-документалистика в научпоповской обёртке. В целом, теме страха перед общественными насекомыми сто лет в обед, наверное, как только люди прониклись сложностью устройства колоний пчёл, термитов, муравьёв - сразу стали их бояться. Ещё бы, мало ли что им в коллективный разум придёт. Чуть что, и против нас попрут, стройно в ряд.

И вероятно, эта история произвела бы на меня куда большее впечатление, если бы я изначально боялся насекомых. Или если бы они ассоциировались у меня с чем-то негативным. Но я люблю насекомых с детства.
Ну а внечеловческий разум, да, может оказаться очень, очень, странной штукой. Это действительно так.

Общие впечатление проще изобразить на бумаге, чем сформулировать. Если бы меня попросили нарисовать первую ассоциацию с этим фильмом, нарисовал бы полупрозрачный треугольный кристалл с немного нессиметричными гранями и с проходящими по рёбрам сквозными трещинами, набитыми ворохом инсектоидных конечностей и радиодеталей, через которые пробивается солнечный свет. Как-то так.

И да, насчёт финала, который может показаться скомканным и даже порезанным. Собственно, так и есть. Есть альтернативный финал, вернее оригинальный, не сокращённый под напором Paramount для прокатной версии, и он тянет на отдельный фильм. Тут и «Одиссея 2001» во всей красе, и кулёк с волшебными таблетками, и Сальвадор Дали, и даже предкиберпанк какой-то (не к ночи будет помянут), и ворох метафор на любой вкус. Парамаунтово начальство понять, в принципе, можно — не всякий зритель способен сходу принять на грудь столь густой букет образов. Однако посмотреть оригинальную концовку однозначно стоит, даже в отрыве от смысловой нагрузки она очень внушает единством с музыкальной темой, словно сгребающей зрителя мандибулами и выпихивающей на вершину грандиозного красного термитника, величиной с марсианский Олимп.

48 50

Ещё одно кино, которое нужно было посмотреть лет 20 назад, дабы проникнуться идеей на неиспохабленный скепсисом мозг. Не хоррор, не триллер, а именно чистая научная фантастика - очень своеобразная, безупречная по части муравьёв, но угловатая по части человеческой. Вдохновляющая в части операторской работы, и рассчитанная скорее на усидчивых визуалов, нежели на искушенных логиков.

Хотел бы пересмотреть в супер-HD разрешении и на огромном экране, установленном где-нибудь посередине аризонской пустыни, чтоб звёздное небо и загадочное шуршание тушканчика за кактусом.

Tags: Кино
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments