?

Log in

No account? Create an account
Экскалибур/Excalibur (США, 1981) - xraptor

> Recent Entries
> Archive
> Friends
> Profile

September 22nd, 2015


Previous Entry Share Next Entry
11:37 pm - Экскалибур/Excalibur (США, 1981)

Эпичное полотно Джона Бурмана на базе известных легенд о короле Артуре.
Наконец-то сдюжил этот фильм целиком, с начала до конца, а то всё по тв с середины, или в настроение не попадал и не осиливал. Многие видели это однозначно высокохудожественное, но тяжеловесное и пафосное кино, так что зайду сразу с ферзей.

Вот раньше смотрел, и никак не мог проникнуться смыслом - угрюмые мужики рубятся друг с другом, как ошалевшие роботы, разговаривают пафосными фразами, какими в жизни разговаривать - об стену убиться. Живут какими-то плавающими в вакууме формулировками, и даже эмоционально не за кого зацепиться, абстракция на абстракции. Но потом попробовал вспомнить незамутнённое детство и воспринять историю максимально тупо буквально, как если бы ничего не ведал о художественных приёмах и символических условностях. Рассмотреть не как мифологическое фэнтези, а как научную фантастику о социальном эксперименте. Да, где-то заиграло красками и обрело цельность.
1 2

Итак, что мы имеем. Ну во-первых, центральный персонаж - Мерлин. По сути, он единственный здесь человек, имеющий собственную разумную волю. Опытный манипулятор, играючи зомбирующий всех кто под руку попадётся, сразу напрашивается логичная мысль что он вообще с другой планеты. Мерлин умело демонстрирует эффектных трюки , бессмертен (по земным меркам), обладает массой смежных знаний. Кроме того он ироничен, артистичен, циничен, слегка небрежен. Несколько устал от работы, поэтому импровизирует. Такой пресытившийся опытами над хомячками господин, позволяющий себе креативные вольности - существо изначально малоприятное, но именно его игрища двигают вперёд сей эпос.

Кстати, он особо и не "шифруется". Металлический шлем на голове слишком плотно, глубоко прилажен у черепу, и очевидно что это спецконтейнер для супермозга с усилителем, результат высокотехнологичной бодимодификации.
15 33
А в разговоре с Артуром вскользь говорит, что мол, скоро улечу от вас, миров полно, а мало ли вас в космосе, обезьянок бесноватых.

Как же всё было. Решил как-то Мерлин, уж не знаю, с научными ли целями, или с развлекательными, возвысить варварскую недоцивилизацию с родо-племенного общества до продвинуто-феодального с прицелом на богоизбранность.
Приземлился. Где приземлился - тоже ясно, вот в кадре мини-стоунхедж с "крышечкой" - именно на неё тарелка и садится.


Оборудовал базу под землёй с портальным выходом в несколько локаций, в частности, на дно озера. На базе оборудование для создания голограмм и прочего антуража, реквизит разнообразный, телепортатор, медсанчасть автоматическая, профессиональная дым-машина. Приступил к работе.

Теперь важный момент: как работает его колдунство. Метод людопрограммирования Мерлина основан на внедрении в мозг посредством некоего поля/излучения системы лингвистических конструкций, увязанных с символическим базисом, и соответственно, с поведенческими реакциями. Грубо говоря, это наведённая память о директивных фразах и образах, активация которых заставляет координировать поведение.

Воздействие Мерлина имеет определённый радиус действия и полосу затухания. Хочет так рыцарь кому-нибудь клевцом по черепу задвинуть, от души, но тут выглянул Мерлин из-за берёзки, и сразу в голове щёлк, формулировочка. Отойти, раскланяться , предложить оппоненту такой же клевец, отвести лошадку до белой чёрточки. Представиться, а затем уже предъявлять, в литературной форме разумеется, тогда уж можно и по лбу.
И наоборот, Мерлин отъезжает на недельку, и начинается резня всех против всех, как если бы в дикое африканское племя завезли автоматы Калашникова. Действие аппаратуры ослабевает, культурный налёт сходит, а наличие такого преданного друга свободного тестостерона как сверхсовременный стальной клинок, на голову превосходящий хрупкие железяки каких-нибудь дремучих пиктов, взывает к скорейшей компенсации оков чуждой культурности вёдрами кровищи.
14 59

У показанного Бурменом общества нет истории, нет религии (есть какое-то опять условное как-бы христианство, нигде ни на что не влияющее). Кто же все эти люди? Вероятно, обычные племена бриттов, когда-то просто жили потихоньку, земледельничали, перманентно воевали со всякими скоттами/англосаксами, разгребали на сувениры остатки римских гарнизонов. Воздействию подвергся мозг значительной части населения, преимущественно мужчин. Мерлин дал им технологии, в частности, научил обрабатывать материалы, делать доспехи. Возможно, даже не научил, а выдал готовые любимчикам, нажав кнопку на станке с ЧПУ. Отсюда не по эпохе продвинутые латы. А остальное уже сами скопировали, как могли.
Вычистил рьяных адептов христианства, оставив только слабых и лояльных, дабы последующая христианизация не отторгалась, но и не мешала опытам.
Решил продовольственную задачу. Заметьте, в кадр редко попадают крестьяне и прочие простолюдины. Впечатление, что рыцарей - большинство. Остались только обслуживающий персонал, работающий за звонкую монету; значительная часть населения мигрировала, почуяв неладное. Потом некоторые вернулись, разумный человек всегда оценит пользу ГМО и гидропоники.

Кстати о доспехах. Ещё один важный момент - внедрение неосознанной фетишизации привнесённых технологий. Рыцари теперь всегда в них, доспехи сакральны. В жару, в холод, дома и на работе в походе. Их даже казнят в доспехах.



Всё блестит, переливается. Красиво, не отнять.

Передохнём и полюбуемся на скриншоты.
Вот этот приём мне больше всего понравился из визуала - синевато-зеленоватый отблеск, маркирующий присутствие "волшебства".
26 25


Молодой Габриэль Бирн, оказывается, чем-то неуловимо напоминает молодого Мела Гибсона. Или только кажется..
5 49
Опознай Лайама Нисона по взгляду! И урони копьё.

А вот этот рыцарь, слева левого кадра, профилем напомнил Кайдановского, сразу вспомнился фантасмагоричный и изрядно затянутый перестроечный фильм "Новые янки при дворе короля Артура". Так вот, его режиссёр точно Бурмана смотрел, 100%.
56 41

Ланселот в блистающих доспехах
21 28
и его конь

Слева Гвиневера (Чери Лунджи), справа Моргана (Хеллен Миррен)
29 44
Я почему-то всегда думал, что Моргана — бескомпромиссная брюнетка, а Гвиневера тёмная блондинка или шатенка. А тут наоборот. Странно, это позже стали отрицательным персонажем делать блондинку, а здесь же обращение к классике, ожидаешь архаичную чистоту символики: белые - хорошие, чёрные - так себе. Впрочем, чепуха, к делу не относится.

..Идут годы. С помощью высокотехнологичных иллюзий и внеземных методик нейролингвистического программирования Мерлин несколько поколений конструирует цепь ярких коллизий, формируя коллективную героическую память несчастных британских племён.
Подначивает короля Утера коварно проникнуть в замок лорда Корнуэлла и обманом овладеть его женой, в результате родится Артур.
С помощью фокусов режиссирует знаменитую ситуацию с мечом в камне. История с мечом - самая энергозатратная. Меч игрушка не простая, и для имитации «честной» магии используется нечто вроде взаимотелепортации частиц горной породы/стали, активируемая в заданный момент при определённых условиях.
Находит свежего любимчика - Ланселота, юношу смутного происхождения, не из этих мест, призванного возвысить историю до неодолимых романтических высот.
Формирует в сознании рыцарей заказ на формирование госструктур и модернизацию органов управления.
Не противится любовному треугольнику Артур-Гвиневера-Ланселот, зная, что подобная бытовуха найдёт душевный отклик в будущих поколениях.
Всё идёт более-менее по плану, а наведённые культурные слои всё более смиряются с потёртой, но живой на подсознательном и гормональном уровнях реальной исторической памятью.
Но прокол выходит на фее Моргане.

Моргана получила свой дар случайно, присутствуя при интенсивном "облучении" её матери. Возможно, целевая обработка пациента даёт побочные эффекты в переферийных областях зоны воздействия, возможно, на детский мозг колдовство действует как-то иначе, или небрежный, как я говорил, Мерлин, что-то не так настроил, но факт в том, что Моргана иначе среагировала на вмешательство, и в её сознании отложилась часть исходного код гипноза, в чистом, некомпилированном виде. Сперва она ничего не понимала в поселившейся в мозгах макабрической тарабарщине, но потихоньку училась её как-то осмыслять, ударилась в нонконформизм и идеологическое отщепенство, и из мерлинских планов выпала. Разумеется, знание языка, но незнание его сути и механизма его работы породило колдовской культ со всей присущей атрибутикой, варкой зелий и потрошением лягушек. Мерлина это даже позабавило, он вальяжно приглашает Моргану в подземную лабораторию. Но тут случается казус - волею сырой прошивки случая меч, настроенный на врезку в гранит сработал нештатно и телепортнулся на базу, ранив самого Мерлина. Автоматически сработал медблок и волшебник остался на некоторое время в заточении, где и решил окончательно - надо эти эксперименты заканчивать, подчищать концы и лететь куда подальше, где климат хороший и народ веселее.

На поверхности, тем временем, начались разброд и шатания, народ разорён, все переругались, а Моргана науськала супротив артуровской компании своего сына Мордреда.
38 39

Для подчистки концов, в принципе, всё подготовлено. Рыцари запрограммированы на героическое самоуничтожение, "волшебные" артефакты телепортируются в космический корабль.
Экскалибур из озера выдан, в озеро и возвратится. Концы в воду, в буквальном смысле. И уже второй раз, кстати, кто помнит финал "Deliverance", символика та же.

58 47

История с поисками Грааля показана немного скомкано, но видимо Грааль - ещё один прошитый в мозг криптоключ, кнопка запуска автопилота, окончательно выводящего жертв на путь уверенного самоистребления.
Моргану Мерлин хладнокровно подставляет под нож Мордреда, превратив в страшную старуху с помощью биологического оружия, ещё и наврав о её якобы чарах, позволяющих сохранить молодость. Она ненамного старше Гвиневеры, а та вполне прилично выглядит.

Ну и собственно, всё, все друг дуга перебили, миф сформирован, потомки ни о чём не догадаются. Спустя тысячи лет найдут только золотую маску Мордреда, и на её основе сделают дизайн летающей головы из "Зардоза". Примерно над этой же местностью она и будет там летать.

А теперь, собственно, к чему это всё, кто дочитал эту дичайшую конспирологическую бодягу до конца.
Понятно, за уши попритягивал, да и смотреть кино таким манером дело кармически неправильное, но в контекст творчества режиссёра впихивается на ура. Бурмен он не сказочник, не историограф, не эксплуататор, он такой социальный деконструктор, исследующий злоключения природной брутальности в клубах имплозивного цивилизационного тумана, конфликт дури естественной с дурью идеологически оформленной. В этом смысле "Экскалибур" суть затянутый в мифологический панцирь приквел "Зардоза". "Экскалибур", по мне, начисто лишён магии, мистики, лишён романтизма, это такой жестокий эксперимент.
Возможно, иной фрикоконспиролог с хоругвью и маузером узрит здесь ещё одно доказательство английской рептилоидности, и уж тем более не на пустом месте возник стёб от «Монти-Пайтонов». Но вообще, посыл получился действительно жуткий, фактически приговор — корневой миф нации как продукт манипуляций залётного афериста спорных человеческих качеств.

Я-то познакомился с артуровским эпосом по адаптации Роджера Грина, как многие советские дети. Кто кого копьём первый сшиб читать было, конечно, интересно, однако сама эта история, при всей её поучительности и воспитательной ценности, всегда казалась неадекватно тяжеловесной и "вообразительно кволой", если можно так выразиться. И здорово переоценённой в масс-культуре. Вон, у скандинавов, куда забористей, волки гигантские, змеи морские, угар, полёт, мухоморы.
А так кино хорошее, красивое. Под умысливание сих бредней, где-то с середины фильм меня даже захватил, хотя второй раз, пожалуй, не осилю.

Так что вот оно какое, английское поле экспериментов.


Tags:

(2 comments | Leave a comment)

Comments:


[User Picture]
From:bokkob
Date:September 22nd, 2015 09:20 pm (UTC)
(Link)
Вот я и определился с кандидатом на следующий просмотр. :)
[User Picture]
From:xraptor
Date:September 22nd, 2015 09:48 pm (UTC)
(Link)
Уже классическая экранизация, наверное. Но я не сразу осилил, тяжко мне длинные суровые эпики даются, нужно в настроение попасть.

> Go to Top
LiveJournal.com