xraptor (xraptor) wrote,
xraptor
xraptor

Category:

Звёздные войны: пробуждение силы/Star Wars: The Force Awakens (США, 2015)

Посмотрел, как не посмотреть.
С пиу-пиу-бдыщ-бдыщ всё хорошо, в остальном - циничный бездумный фан-сервис, и ничего более.
Под катом - по порядку, старался без спойлеров, но в этом случае это не особо-то и важно, как ни удивительно.

Итак, следуя заведённой традиции, порождённой неодолимым желанием структурировать вместе с отсутствием должного литературного таланта - понравилось-огорчило, по порядку.
Сразу оговорюсь, что религиозных чувств к ЗВ не испытываю, однако все 6 фильмов по-своему ценю, даже иногда пересматриваю, под настроение.

Чисто технически фильм сделан хорошо, особенно в первой части.
Аккуратно, много натурных съёмок, постарались создатели бэкграунда и антуража: утварь, костюмы, братья по разуму со всех уголков нерезиновой далёкой-далёкой. Тягловые свинопотамы, кургузые металлоломные роботы, величественно ржавеющие в пустыне имперские крейсера - всё качественно, всё с умением.
Новая главная героиня Рэй мила, энергична, сыграна легко, отторжения не вызывает. «Далеко пойдёт».
К перековавшемуся чернокожему штурмовику Финну, которого после просмотра трейлеров приготовились линчевать пол-планеты, тоже привык.
Пищащий шародроид не раздражал. Шутники обзывают BB-8 результатом любви R2D2 и Звезды Смерти, но мне скорее вспомнился родственный ему робот из "Чёрной дыры" 1979 г., про которую я как-то писал. Тоже студия Дисней - "узнаю брата Колю".

Хэн Соло в той же косухе, всем трогательно прослезиться. Назначение штуковин в газырях я так и не понял. В детстве вообще думал, что это не для пороха/патронов, а для сигарет, как у Юрия Никулина. А у Соло, наверное, там баллоны для сифона. Может, они и есть?..

Лея Органа заделалась генеральшей. Хотя её образ из старых серий был живее и милее - такая провинциальная принцесска с нелепыми румянами и трогательной склонностью к авантюризму. По-моему, она должна была стать странноватой оптимистичной старушкой, с песнями и прибаутками раскатывающей пельмени по шахматному столику "Тысячелетнего сокола". Но, как есть. Не самый главный в новой истории персонаж.

Образ Чубакки не претерпел изменений.

Хороша первая полетушка на "Тысячелетнем соколе". По трейлеру показалось, что Абрамс перемудрил с перемещением виртуальной камеры, иногда её куда-то заносит, будто привязанную на верёвочке за звездолётом. Но всё равно, эффектно.

Поэтому первая половина мне скорее понравилась, несмотря на все сразу бросающееся в глаза вторичности, и захотелось облегчённо выдохнуть.

Но не тут-то было. На этом хорошее закончилось, и началось стремительное падение в адок бездарного копипаста, отсутствия здравого смысла и бездушной эксплуатации ностальгических чаяний фанов.

Но мой взгляд, у фильма два катастрофических минуса.

Во первых, полнейшее отсутствие оригинальности. Т.е. совсем. Я был удивлён, что так вообще бывает на таком материале. В самой истории, в локальных сюжетных мини-разворотах, в мотивациях, во всём. ..Семейная неразбериха непонятно с чего, новая «Звезда Смерти», лететь через щель и разбомбить, отключить защитное поле.. перечислять можно бесконечно. Чем занимались сценаристы — непонятно.
И если в дизайнерских мелочах можно найти какие-то светлые стороны, вроде аккуратной модернизации «тай-файтера» до двухместного, то в плане истории - полное отсутствие фантазии, чувства меры и вкуса. Такой торт для оголтелых фанатов, который им скармливают с самосвала. Лопайте, мол, полной ложкой,до разрыва печени, как те несчастные гуси для «фуа-гра». Ностальгируйте до аннигиляции.

Единственная малюсенькая более-менее оригинальная «фишка» была в самом начале — момент с торможением лучемётного выстрела. Это да, это было «вах!». Хотя, может, будь я тру-фанатом, и его бы записал в минус, т.к. наглядно показывает, как из основополагающей концепции, как-никак ограниченной каноном, владение Силой перешло в разряд ненапряжных фокусов, которыми можно жонглировать ради красивого кадра.

Мир Лукаса, даже плохо воспринимаемые многими "новые" 1..3 части - был результатом осмысленного, художественного синтеза. Как сейчас часто выражаются, был «внутренне непротиворечив». Фильм Джей-Джей Абрамса - грубо скроенный набор отсылок, шуток, пасхалок, просто кусков сюжета. Бессмысленный и беспощадный. И чем дальше, тем хуже, местами до полной невменяемости драматургии.  Всё, что Лукас любовно выстроил и логически завершил, Абрамс взял, распотрошил, и начал делать то же самое, только кое-как, криво, косо и без царя в голове. Спасает только ответственность актёров и благоговение гримёров, костюмеров, художников, которые искренне старались делать "как надо".
Но убери вот этот огромный, наработанный за почти 40 лет существования франшизы пласт фактуры, и останется недалёкое космическое фэнтэзи для облопавшегося комиксами тинейджера. Вроде недавнего блокбастера про Енота-пулемётчика и прочих марвеловских страданий.

Ну раз не хочешь изучить лукасовские фильмы - что, где, зачем, и почему, ну придумай что-то новое, благо что-что а ЗВ к этому располагают. Галактика большая. Тут любой вбоквел смотрелся бы выигрышно, хоть про Бобу Фетта, хоть про джазовый ансамбль с Татуина, хоть про какого-нибудь младшего брата Джаббы Хатта и его страшную месть гуманоидкам в золотых купальниках.

Второй минус - мелкотравчатые и совершенно неубедительные злодеи. Герои фильма воюют против некоего "Первого Ордена" - мутной организации последователей Дарта Вейдера, больше похожей на компашку имперских номенклатурных сынков, потерявших доступ к кормушке после низвержения Вейдера, сильно обидевшихся, но завладевших, внезапно, неисчерпаемыми производственными и энергетическими мощностями.
Это, кстати, мне и в старых фильмах было непонятно - откуда у Империи такие безумные ресурсы, что она каждый раз строит эти необъятные боевые станции, крейсера, и т.п., и так бездарно ими разбрасывается. И быстренько снова отстраивает. А тут целая планета с невероятным даже по меркам ЗВ генератором энергии. Откуда? Про физику я молчу, с физикой и в лукасовской гексалогии всё "своеобразно".
И ведь никто ни о чём не догадывается, пока злыдни не взорвут пару планет. А тогда уж ясно что делать, лететь через щель дюжиной самолётиков и т.д..

..И где история про того безымянного тылового дроида-токаря, покорно точащего болты для Звезды Смерти, зная о полной бессмысленности своей работы, где его трагедия? А может, в признании тлена сущего, именно он и открыл новую сторону Силы?..

Так вот, этот "Первый Орден" абсолютно не убедителен как организация и не внушает ничего, кроме неловкого смеха и недоумения. Впечатление, что ткни его пальцем - всё рассыпется, все разбегутся. Ни дисциплины, ни харизматичного лидера. Кайло Рен, новый предводитель зла - такое истеричное позорище, которому не то что до Дарт Вейдера миллион парсеков, ему вообще место в девачковом сериале про кампусовых вампиров в роли мажора, обидевшегося на увильнувшую от койки чирлидершу. А когда сказали, что он сын Хэна Соло и Леи, меня совсем постиг ступор. "Санта-Барбара" и "индийское кино" в плохом смысле.
Вот ведь как получается - в принципе, зло карикатурное и зло ничтожное тоже имеет право быть, как и конфликт отпрысков униженных властителей с отпрысками одухотворённых героев космоса. Но ведь Абрамс и к этому ступеньки не прорубил. Лукас к любой идее, повороту - подводит, она у него не с потолка берётся. Интрига, место в истории, какой-то саспенс даже. А здесь выгрузили на зрителя вагон абсолютно неубедительных вводных, и ешь их лопатой, как хочешь.

Фанаты ищут вот оправдания, затушёвывают сюжетные дыры какими-то додумками, но ведь волна восторгов схлынет, тортики переварятся, и станет очевидно, что с «Звёздными войнами» всех просто "кинули". Развели на аутентичные вещички, старых персонажей и тонны цитат.
Республики, Империи, повстанцы, ситхи, джедаи, никому это уже не важно. Будет нужно, вставим туда и Первого Мстителя с Миньонами и Смурфиками.
Теперь это лишь лишенная идеи фабрика, как тот роботоштамповочный заводик из «Атаки клонов». Я, помню, тоже поругивал 1-й эпизод за мультяшность, дитяшность и отсутствие атмосферы. Но я помню ощущение, что мне было интересно, что будет дальше. Потому что была сказочная, но связная история, а не только укладочный конвейер. Авторская, в конце концов. А теперь меня какое-то безразличие посетило, самому странно.

(вздыхая, голосом Йоды) Маркетинга победа над художественным смыслом состоялась..

Азарт молодых персонажей, бодрое «пиу-пиу», юмор и технические детали делают первую половину вполне увлекательной, но чем дальше, тем больше чувствуешь, как вычурно вторичный сценарий и скверная режиссура разваливают фильм на груду бесформенных метеоритов, колбасящихся по орбите.
Поэтому в целом впечатление получилось как от искусственных конфет на праздник. Выглядит вкусно, но кусать не тянет.
Надеюсь, следующий режиссёр как-то попытается исправить ситуацию, хотя с заявленными семейными коллизиями я даже не представляю как это сделать. И уж точно, перед этим ему придётся провести пятилетку смирения на планете Дагоба, мучительно поднимая звездолёты из болота.
А лучше, снимайте простое про Бобу Фетта, дорогие режиссёры современности.

Tags: Кино
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments