xraptor (xraptor) wrote,
xraptor
xraptor

Categories:

Stridulum/The Visitor/Посетитель (США, Италия, 1979)

Встречу с безднами, дверь в которые я собираюсь приоткрыть, выдержит не всякий человеческий мозг, так что храброму читателю подкатного отзыва настоятельно предлагаю глубоко выдохнуть и махнуть рюмку коньяка.

Начинается история с вводной, в которой джизусоподобный Франко Неро втолковывает бритым наголо детям о жестоком монстре Задине (ударение на второй слог!) из далёкой-далёкой галактики, олицетворяющем вселенское зло. Задин давно прилетел на Землю, вселился в одного несчастного и давай передаваться половым путём - умножая свои сущности, накрепко прописавшись в генах. Вычислить и извести его можно только с помощью орд специально обученных космических голубей.
6 8
Прокачка детишек выглядит диковато, если не сказать перверсивно.
Насчёт джизусоподобности. IMDB так и пишет прямым текстом - Иисус собственной персоной.

И вот один такой Задин живёт в теле девочки Кэти, дочки олигарха-миллионщика. Обезвредить это якобы чудище вызывается пафосный дед-джедай.
2 32
Персонаж очень неприятный, сходу даже сложно сформулировать чем. Есть такие люди, которые больше всего на свете любят «стоять над душой» и духовито презирать. Такая смесь холёности, настырности и надменности, выдаваемая за вековую мудрость.

Вот сам олигарх Рэймонд (Лэнс Хенриксен), и его жена Барбара (Джоэнн Нэйл).
Как часто бывает, долго вспоминал где видел её лицо — оказывается это сукебанша Мэгги из «Сестричек с выкидными лезвиями»/ «The Jezabels», 1975. Там она была такая вся из себя дерзкая, ножичком размахивала.
13 16

Олигарх он тоже непростой - состоит в каком-то тайном обществе, заседает с другими такими же иллюминатами. Их председатель требует от Рэймонда чтобы тот немедля заставил Барбару родить Кэти братика, дабы задинову породу умножить, и человечеству, соответственно, навредить. Ну а жена против, уклоняется, и даже ходит к доктору за утешением (которого внезапно играет Сэм Пекинпа). Зачем такие субординационные сложности, я не осилил, мифология здесь словно с раздаточного материала каких-нибудь чернокнижников-хаббардистов.
56 41

Доклад на масонской летучке.
18 17

А девочка действительно злая, нехорошая, орудует телекинезом и посещает спортивные кружки, где время от времени устраивает другим детям несчастные случаи. Да, и тоже требует братика.

Вот так выглядит галактическое зло, по мнению режиссера.
14 38
Жизнерадостный гиперактивный ребёнок со стремлением к лидерству — что может быть ужаснее. Чаще ситуация зеркальная — дитя Тьмы бледно, жмётся по углам, бормочет нелепое, пугает интровертностью и нежеланием вливаться в задорные современные коллективы.

Ещё девочка повелевает злыми птицами. Удивительно, что на роль злых птиц были выбраны не какие-нибудь вороны, грифы или даже совы, а пустельга и орёл - птицы весьма симпатичные.
29 36

Но даже с учётом всех злодеяний Кэти кажется почти положительным персонажем, ибо остальные все, включая деда-джедая - абсолютные кадавры, словно некая Евангельская Церковь Свидетелей Пришествия Рептилоидов 6-го Дня заказала брошюру своих раскольничьих притч в картинках, но рекламщик мифотворчеством не проникся и отработал в лоб, зарядив про седых старцев в балахонах, акул капитализма и и божественные озарения из дискотечных прожекторов.
Или может это такая изощренная аллюзия на типовые родительские тараканы - "мы тут все из рук выбиваемся, в институт пробиваем, от армии отмазываем, а ты всё за гаражи курить ходишь"?

Вообще вся символика, как птичья, так и человечья - своеобразная. Старое, многочисленное и организованное - подано как добро, а молодое, хищное и целеустремлённое - как зло.
Характерна инверсивная сцена на катке: девочка в припадке озорства раскручивает двух пацанов руками, и это монтируется с медленным спуском джедая по лестнице. Обычно, опять, наоборот: антагонист медленно заносит судьбоносный топор, а герой быстрей-быстрей, шмыг-прыг и кувырком. Добро как корявая рука праведной старости, всюду дотянется, прочтёт нотацию, принудит к молитве. Возьмёт за горло, и в церковно-приходскую, за псалтырь.
44 34
Справа настолько прозрачная отсылка, что пахнуло робким сатанизмом, учитывая прямолинейность подачи основной идеи. Даже предатель есть.

Это несокрушимая Мэри Поппинс с аурой прожженной оккультистки, приставлена к Кэти силами Света. Ширли Уинтерс харизматична, как всегда.21 40
Короче, давайте гнобить ребёнка всем педсоставом.

Музыка бодрит - такие внезапные фанфары будто из спортивного блокбастера преодоления, сразу вспоминается как Сталлоне по лесенке бегал.25 12
А так (слева) выглядит тактическая база добра на крыше небоскрёба. Не готов интерпретировать.

Вы не поверите, но снято это на полном серьёзе. В этом смысле, можно сказать, уникальный фильм. Коротко его хочется охарактеризовать как "геронтологическая фантасмагория". Разум предлагает теорию, что сей эффект дало желание людей немолодых и плохо считывающих фишки момента победно сыграть на поле тогдашнего мэйнстрима, запихнув в сценарий всё сразу - инопланетян с телекинезами-полтергейстами, бытовую конспирологию, библейские мотивы, семейное кино, спортивную драму, полицейский экшн, лучезарный посыл - и получить сферический суперфильм в вакууме. Но не срослось. А то что срослось, выглядит настолько дико, что на ум приходит какой-то японский психоделический авангард.

Финал эпичен - прилёт фиолетовых шаров возмездия и поклёв злой девочки и папы-масона механическими голубями-камикадзе.53 48

Единственное, что без оговорок, здорово - короткая вступительная сцена. Эффектно, впечатляет. Так бы весь фильм, за артхаузную мистику бы сошло.
Впрочем, артхаузная мистика - тоже всегда спорное удовольствие.
1 37

Триумф добра выглядит дичайше: обрить всех наголо, лоботомировать, и оставить под присмотр хитроватых глазок Франко Неро - какое счастье!
46 54

Кино не дешёвое, с хорошей операторской работой (чувствуются итальянские корни), но ощущения от него абсолютно сектантстко-коматозные.
Луч с Юпитера вошёл в деревянную пирамиду посреди Зоны 51, преломился через трёхлитровую банку Чумака, пронзил ноздрю Алистера Кроули, отразился от томика Блаватской, полетал ещё где-то в эфирах между небоскрёбами, и уже кволым зайчиком - в темя зрителю. Но зритель ничего не почувствовал, потому что к тому времени был мертвецки пьян. Ночь, духота, и только Мэйджик Джонсон бьёт мячиком о паркет сквозь помехи телевизора..
Такие дела. Как говорится, варите грибы подольше и остерегайтесь торфяных болот.

Tags: Кино
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments