?

Log in

No account? Create an account
Околопраздничное кино, часть 2 - xraptor

> Recent Entries
> Archive
> Friends
> Profile

January 12th, 2017


Previous Entry Share Next Entry
11:25 pm - Околопраздничное кино, часть 2

Как и обещал, вторая часть про декабрьское кино.

Путешествие к центру Земли/At the Earth's Core (Великобритания, США, 1976)
Экранизация фантастической книжки Эдгара Берроуза про путешествие в подкорку Земли, где бушует красочный беспредел.
Носорогопотамы-сумоисты, прямоходящие попугаезавры, огнедышащие звероящеры, фиолетовая древовидная кукуруза, Питер Кашинг рулит огромным паровым сверлом, а слабоодетая Кэролайн Мунро амазонит в зарослях гигантских грибов - и это ещё далеко не всё.
И опять Даг МакКлёр, который, как я понял, в то время специализировался на ролях попаданцев в труднодоступные местности планеты.
Удивительно: "Земля, забытая временем", 1975, "Путешествие к центру Земли",1976, "Люди, забытые временем", 1977, "Вожди Атлантиды", 1978 - из всех картин с похожим сюжетом для проката в СССР была выбрана, как оказалось, самая визуально пресная - "Вожди Атлантиды". Наверное, из-за темы классового угнетения атлантами. С другой стороны, в "Путешествии..." тоже угнетают. Свинолюди ловят ухоженных аборигенов и приносят в жертву чудовищным гибридам птеранодонов и предков лягушонка Кермита, обладающим, в добавок, ещё и гипнотическим даром. Может, подумали, что демонстрация гипноза обывателя с каменной трибуны рискует вызвать у народа политически скользкие ассоциации, а в случае с "Землей, забытой временем" взыграла идеологическая ревность в связи с отсутствием у нас экранизации "Плутонии", не знаю. Нырнуть в чертоги разума советских кинозакупщиков это отдельное искусство. Лишили, в общем, пионеров Кэролайн Мунро.
Фильм местами забористый, но нужно было в детстве смотреть.

Гостиница кошмаров/Свеча для дьявола/Una vela para el diablo (Испания, 1973)
Триллер о двух сёстрах, держащих отель в маленьком испанском городке, накрытом волной глобализации и ставшем туристическим центром.
Старшая сестра Марта - мрачная фанатичная католичка со скелетами в шкафу. Младшая, Вероника, не столь безумна, т.к. мутит роман с молодым работником и в тихой злобе ещё не совсем потонула; но придавлена авторитетом сестры.
Марта отчитала постоялицу за циничное попирание духовных скреп путём загорания топлесс на крыше, в сердцах пихнула ее с лестницы, в результате - труп. Дальше-больше, родственники убитой ищут пропавшую, количество трупов растёт. Вообще, непонятно, на что сёстры надеются. Финал, в общем-то, предсказуем.
Операторских изысков в фильме нет, но смотрится довольно интересно, познавательно, и даже актуально, т.к. помимо уверенного бытового психологизма, позволяет прочувствовать муки и скрежет зарождения современной туристической индустрии, ломящейся через традиционный устои. Ну или взгрустнуть о расшатанных скрепах "Старой Европы", кому как.

Спасательный челнок/Lifepod (США, 1981)
Гигантский круизный космоход под управлением кибермозга летает где-то возле Юпитера, предоставляя туристам возможность насладиться роскошными видами из окошка. Но вот завыла сирена, загорелась красная кнопка, и всем пассажирам было велено покинуть корабль. Проспавшие тревогу выясняют, чем кибермозгу не угодили отдыхающие.
Сам фильм снят за три копейки, и в целом, очень плох почти во всём. Единственное, понравилось как сделан звездолёт - то ли из игрушечной лопатки, то ли из какой-то канцелярской пластмассовой штуковинки. Но возникает то детское чувство, когда тотчас хочется вообразить, что это действительно что-то огромадное-обтекаемое позднесемидесятнического дизайна с рядами сотен огонёчков-иллюминаторов, величаво рассекающее космические дали.
Сюжет же специфичен тем, что это - чистая фантастика с киберпанковско-психологическим уклоном, а не триллер про избиение какого-нибудь склизкого негуманоидного бедняги. Но реализовано абы как. Поэтому "Lifepod" ещё одно кино, которое необходимо переснимать, и переснимать с размахом. Вот, дядя Кэмерон с мильярдом долларов и детскую лопатку изобразил бы как следует, и тему разочарованного кибермозга воздвиг бы с юпитерианским величием.

Дракула из Экзархии/O Drakoulas ton Exarheion (Греция, 1983)
Чтобы в полной мере оценить это полотно, нужно знать кто такой Цимис Панусис. Цимис Панусис это корифей греческого андеграунда, вокалист в жанре психоделического рока, левак-абсурдист, затейник-юморист, поэт-песенник.
Описать его сценический образ сложно, разве что можно попытаться представить что-то отдаленно-среднее между Демисом Руссосом, Псоем Короленко, Мамоновым, Заппой и Йожином-с-Бажина, а вот обертона голоса очень даже стоит оценить на Ютубе.
Учитывая особенности современных "голубых огоньков", вполне новогодний сюжет: Дракула заделся музыкальным продюсером и сотворяет исполнителей из фрагментов мёртвых музыкантов. Но вот незадача - зомби возмущены эксплуатацией их собратьев, организовывают профсоюз, провозглашают гражданскую позицию и норовят включиться в политическую борьбу. За ними норовят последовать и сотворённые вампиром кадавры.
И вот в такой непростой ситуации дочка Дракулы убежала из дому с одним таким вурдалаком, коего Панусис и изображает.
Трэш-пародия на всё вокруг, дикая, неряшливая, перетекающая в концерт в ДК, зато, как говорится, от души. Сравнивать арт-порождения музыкальных подполий меж собой сложно: хоть фабулы часто очень похожи, но ощущения слишком завязаны на личные вкусы и т.н. «воздух эпохи». Кому «Бременские музыканты», кому «Волосы», кому «200 мотелей», а кому и вот этот чОрт с Эгейского моря.
Много музыки. Диалоги фееричны, и способны породить мемы, если бы тогда существовала такая забава. Другое дело, часть юмора не считывается, т.к. отсылают к локальному шоубизнесу и местным политреалиям того времени. Это как если бы какой-нибудь персидский кинокритик 22 века анализировал НОМовскую "Пасеку" - в целом, наверное, оценит, но нюансы ускользнут.
Поэтому кино, вероятно, в первую очередь будет интересно исследователям локальных европейских рок-андеграундов и тру-панкам с воспоминаниями; ментально далёкие от таких угарищ вряд ли проникнутся.

Смерть снесла яйцо/Птицеферма/La Morte ha fatto l'uovo (Италия, Франция, 1968)
Трентиньян с Лоллобрджидой в джалло - это что-то необычное, да и в сети этот фильм чаще хвалят.
Анна - властная владелица птицефермы, Марко, её муж - респектабельный менеджер с маниакальными наклонностями, Мондаини - амбициозный дизайнер куроводческого синдиката, Габриэль - миловидная кузина Анны, крутящая роман с обоими обозначенными видными мужчинами.
На фоне сверхсовременного курятника будет проистекать криминальная история с социальным подтекстом. Не могу сказать, что интрига слишком изощрённая, трезвым взглядом там всё довольно на поверхности, но суть в том, что режиссер поигрывает с суждением, что искренний маньяк-убийца симпатичнее циничной капиталистической машины и мыслеполагания, её порождённых. Впрочем, поигрывает очень тактично, за этические нормы не заступает, при этом технично удерживая зрителя в сухой стерильной атмосфере насильственного биоконвейера. А уж яйцо - символ настолько метафороёмкий, что работать с ним, вероятно, одно удовольствие. С какой стороны не взгляни - сплошная метафора.
Получился триллер, раскручивающий себя до состояния неиллюзорного высказывания, но ловким твистом снова самоупаковывающийся в жанровую коробочку.
Не могу сказать что кино меня эмоционально зацепило, но оригинальность в нём определённо есть, даже поверхностная, "аудиовизуальная" - монтаж то ровный, традиционный, то нервно-нарративный, а вместо ожидаемых мелодичных тем Киприани/Умилиани/Микалицци - странноватый авангардистский джаз с элементами босса-новы.
А дизайнера Мондаини, кстати, играет Жан Собески, оказавшийся папой Лили Собески. Похож!

Старьёвщик/The Junkman (США, 1982)
Начало восьмидесятых, золотой век "автомобильных" боевиков уже позади, надо было ставить жирную точку. В результате - настоящее автомобильное порно в полный рост.
Сюжет условен и написан на коленке. Бывший каскадёр, ныне успешный человек - кинопродюсер, владелец автомобильного музейчика, подвергается нападению конкурентов-заговорщиков во время мотор-шоу. Ну и понеслось, в прямом смысле. Автомобили бьются, мнутся, взрываются, кувыркаются, сталкиваются так, сталкиваются сяк - фильм занимает одно из первых мест в истории по числу искорёженных драндулетов. А кроме машин, есть ещё целых три "кукурузника", и даже дирижабль - тот самый дирижабль с логотипом Goodyear, который так часто встречается на американских рекламных фотографиях 70-х. Где гонок нет - сюжет скукоживается и провисает, но вот каскадёрство - угар полный.
До сих пор не могу понять, как с таким богатым каскадёрским наследием и культурой съёмок автопогонь можно опуститься до всяких аляповатых монтажно-компьютерных "Форсажей", а люди этот суррогат из баночки лопают полной ложкой и просят ещё.
Фильм явно рассчитан на автофанатов, но поскольку я к ним не отношусь, мне больше всего понравились титры.

Переписчик/The Census Taker (США, 1984)
Случайно наткнулся на телеканале MGM HD и подвис в внезапном наслажденьи.
В дом с виду благопристойной семьи беспардонно вторгается сотрудник социологической службы. Сотрудник - великолепнейший тролль 70-го уровня, за несколько минут эффектно доводит семейку до белого каления. Требования немедленно покинуть жилище закономерное перерастают в неловкое размахивание пистолетом и убийство по неосторожности. Теперь паре нужно срочно решать куда прятать труп, т.к. вот-вот заявятся гости на посиделки - сестра жены с супругом-копом.
Вроде просто, но чертовски прелестно, и духом как-то родственно советским кинофельетонам. Нечто среднее между криминальным анекдотом и выпуском "Фитиля". Разговорная сатира на среднеклассового обывателя. Причём сейчас такой поджанр как-то не наблюдаю (что-то отдаленно похожее - "Резня" Полански), или же объекты осмеяния стали настолько чужды в своей проблематике, что не узнаются.

Пожалуй, будет и 3-я часть про отдых у телеэкрана.


Tags:

(10 comments | Leave a comment)

Comments:


[User Picture]
From:lizardian
Date:January 12th, 2017 07:50 pm (UTC)
(Link)
"самая визуально пресная - "Вожди Атлантиды""
Я её в детстве в кинотеатре смотрел - это воспринималось как феерия чудес, приключений и спецэффектов.

"До сих пор не могу понять, как с таким богатым каскадёрским наследием и культурой съёмок автопогонь можно опуститься до всяких аляповатых монтажно-компьютерных "Форсажей""
Аналогично. Причём, я смотрел какую-то уже старую передачу, в которой показывали, что трюк не рисуют целиком на компьютере, машина реально прыгает, но, например, на 20 метров. А потом уже на компьютере дорисовывают (между реальным прыжком и приземлением), что она пролетела не 20, а 200.
[User Picture]
From:xraptor
Date:January 12th, 2017 08:02 pm (UTC)
(Link)
В детстве-то конечно. Но я её год назад где-то специально пересматривал - совершенно не то. Обе серии про Капрону и "Путешествие к Центру Земли" и разнообразнее, и динамичнее, и красочнее. Предпочёл бы, чтоб тогда их закупили.
А вообще мне дико нравились фильмы Земана, которые крутили по ТВ иногда. Помню, как снесло мозг от подлодки с ластами из "Тайны острова Бэк-Кап", даже принялся городить такую же на даче, из досок и рубероида.
[User Picture]
From:single_file
Date:January 12th, 2017 07:59 pm (UTC)
(Link)
жду с нетерпением 3й части :)
[User Picture]
From:xraptor
Date:January 12th, 2017 08:07 pm (UTC)
(Link)
:-) Завтра допишу, или в выходные..
[User Picture]
From:lazy_rabbit
Date:January 12th, 2017 09:17 pm (UTC)
(Link)
о, еще один отличный списочек! :)) жжошь!
[User Picture]
From:xraptor
Date:January 12th, 2017 09:38 pm (UTC)
(Link)
Праздники не прошли даром! :-)
[User Picture]
From:adzhaya
Date:January 13th, 2017 06:19 am (UTC)
(Link)
Приглядела "Яйцо" и "Переписчика". Но, похоже, вне рутрекера раздобыть их будет нелегко.
"Форсаж" зло (не смотрела, но осуждаю)!:)
[User Picture]
From:xraptor
Date:January 13th, 2017 08:59 am (UTC)
(Link)
"Переписчик" милейший, а "Яйцо" по мне слишком "концептуально", что ли. Ну т.е. конструкцию, стиль, посыл оценил, но прямого душевного отклика нет.
From:Доктор Фаркус
Date:January 28th, 2017 10:34 pm (UTC)
(Link)
Посмотрел "Переписчик" по вашей рекомендации - действительно, забавная и незаслуженно забытая чёрная комедия, по стилю напоминающая "Поедая Рауля", и не столь комедийный "Последний ужин".
[User Picture]
From:xraptor
Date:January 28th, 2017 11:39 pm (UTC)
(Link)
Если б не наткнулся случайно, так и не узнал бы об этом фильме.
Полезно всё-таки интуитивно каналы щёлкать, иногда :-)

> Go to Top
LiveJournal.com