xraptor (xraptor) wrote,
xraptor
xraptor

Categories:

Вопль/The Shout (Великобритания, 1978)

История о звукорежиссере (Джон Хёрт), которому сперва снится странный сон, а затем в гости напрашивается наглый мужик, чуть ли не с порога заявляющий, что он могущественный австралийский колдун, умеющий, в том числе, убивать всё живое при помощи крика. С помощью последовательного психологического давления постоялец раскатывает добропорядочного англичанина в ноль.

Мистический триллер этот почему-то сравнивают с ранними картинами Питера Уира, вменяя ему тему конфликта условно-рационального, цивилизованного и странной древней хтони, незримо клубящейся на окраинах известного мира.
Однако не согласный я. А почему - без спойлеров не обойтись, потому - спойлеры!
Дело в том, что колдун там, на самом деле - добрый англичанин. Орудует вот он в своей каморке, увешенной абстрактными плакатиками и прочими богопротивными модностями, занимается чёрти-чем - извлечением и записью разнообразных чудных звуков из подручных материалов: мухой жужжит, железками скребёт, свистит, сопит в микрофон, шарики по подносу гоняет. А кругом приборы богопротивные с кнопочками да проводочками, по полкам чучела зверушек стоят, листочки с грязными иероглифами математическими висят, да ещё всякие коллажи богомерзкие современного искусства. Колдовство, оно и есть. Разве что жаб не варит. И жена это тихо одобряет, не противится. 500 лет назад бы увидели, вил не избежать. А ещё ведь товарищ церковь посещает, играет там на органчике - но делает это дежурно, легкомысленно, без богобоязни, больше на прихожанок посмотреть.

И тут является Рогатый в образе назойливого дядьки в чёрном пальто. Не древний ужас из далёкой Австралии, не космическое членистоногое, а тот самый каноничный, расовый, как говорили на смешных сайтах 90-х, Враг рода человеческого. И чётко и непротиворечиво даёт понять, кто тут хозяин, и что случается с обывателем, тихо поколдовывающим в подвальчике и манкирующим ежедневным смирением перед Богом.
А почему именно сейчас, каков механизм мистического воздействия и его побочные эффекты - не столь принципиально, и больше дань кинематографической структуре. Как и развязка, который довольно скомкана.

Таким образом, перед нами абсолютно нутряная, аутентичная христианская басня о Дьяволе и Грешнике, снятая хоть и с прищуром, но с точки зрения бескомпромиссного христианского морализаторства для тёмных масс века эдак 15-го. Не ходи, Маша, в церковь с непокрытой головушкой - чёрт прилетит и за косу утащит. Не пой, Вася, песни непотребные, чертяка придёт - калёной кочергой в рот ткнет.

8 11
9 4

Удивительно же, что вот это всё снято в абсолютно современных терминах, без религиозных коннотаций и видимых намёков и отсылок, делая всю историко-мистическую метафизику неочевидной - тут сплошь психология, психиатрия, бытовая вежливость, обывательская порядочность, уютные, ухоженные английские деревеньки, покой комфортной сельской жизни, свет, море, зелёные просторы. Никаких черт жанрового мистического кумара, но вглядываясь в историю целиком и не пренебрегая доступной культурологией, начинаешь внимать такому зловещему фильму-перевертышу, магическому зеркало в тьму средневековья средь солнечной поляны.
Занятное, местами впрямь жуткое кино.

Tags: Кино
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments