11:03 pm - Tomb Raider: Лара Крофт/(США, 2018)
Угораздило посмотреть новую "Лару Крофт". Для начала история из жизни. Познакомился я с Ларисой Ивановной давно, в конце 90-х годов, во время дежурного прохождения технологической практики на одном из авиационных заводов. Суть практики была в том, чтобы отработать положенное количество часов на производстве, попутно собирая материалы для очередного курсовика. Но "собрать материалы" получалось довольно быстро, а вот положенные часы нужно было куда-то употребить. Поэтому проистекало это так: студент усаживался за компьютер в техбюро, и сразу вливался в работу - т.е. как и все, начинал к героически мучиться от невыносимого безделья вкупе с недосыпом. Но жизнь щёлочку найдёт, поэтому на казённые вычислительные мощности заводчане тайно установили ряд компьютерных забав, в том числе "Лара Крофт - расхитительница гробниц, часть какая-то". Игра, честно говоря, меня не захватила - нужно было монотонно прыгать по каким-то скалам попутно убивая из пистолетов тигров. Да и получалось не очень, у меня с координацией в играх так себе, всегда куда-то не в ту сторону улетал. Единственное, героиня забавно раскачивала длиннющей косичкой и выделывала всякие акробатические упражнения, ухватываясь за камень или верёвку. А однажды в техбюро зашёл какой-то злой дядька, долго смотрел на меня со спины, а потом как начал орать матом. Я тогда не всегда мог похвастать изысканностью манер, и спонтанно ответил в грубой форме, после чего в помещении повисла внезапная тишина. Дядька плюнул и вышел вон. Оказалось, это какой-то очень большой начальник приходил, пронаблюдать за дисциплиной в цехах. Несмотря на то, что моё безделье имело под собой объективные причины, я разочаровал этого человека, пошатнул его веру в коллектив, хоть он и не знал что я прикомандированный балласт. Мне было стыдно. И это было первое и последнее свидание с Ларисой, больше я к этой героине не возвращался, даже во снах. Тот случай, когда жизнь сверкает красками, а кино уныло, увы. Справедливости ради, мне и с Джоли фильмы про Лару не нравятся. Роботы какие-то, монстры нелепые. Комикс, одним словом. И ни одного тигра, даже компьютерного. Претензии фанатов о несоответствии масс-габаритных характеристик комплекции героини низкополигональному эталону оставлю за кадром - в новом фильме Лара позиционируется как унисекс-герой, с намеренно купированной женственностью, и если рассматривать её как промежуточное звено на на пути к полноценному герою-трансгендеру (как один из вариантов), то в русле современных веяний оно имеет место быть, логика какая-то в этом есть. Как и нарочитый матриархат внутри повествования - все сколь более-менее влиятельные герои - женщины, что подчеркивается даже во взаимоотношениях между второстепенными персонажами. Я к тому, что если мискаст и присутствует, то это меньшая из проблем. Хотя увесистую косичку, право, могли бы и оставить, чем косичка не угодила?.. Боюсь представить, может это какой-то символ виктимности - подразумевается, что геймер смотрит на героиню сзади и так и норовит за косичку дёрнуть?
Не знаток компьютерных игр, но мне казалось, что каноничная Лара Крофт даже не была 100% положительным персонажем, она нечто вроде женского варианта Дьяболика - согласитесь, расхищение гробниц не самое этичное занятие, тем более для девушки. Но политповестка жестко диктует приоритеты - Лара здесь не странная избалованная богачка с бесноватой тягой к приключениям, а ведущая активный здоровый образ жизни на грани социальной одобряемости горожанка, тусующаяся с экстремальными, как сейчас говорят, велохрустами (хорошо что не с зацеперами!), и из принципа отказывающаяся подписывать права на наследство ввиду недоказанности смерти отца. Поэтому промышляет доставкой "осетинских пирогов" на велике, заработанное тратит на занятия боксом в спортзале.
Далее развитие сюжета близко повторяет 3-ю часть "Индианы Джонса", но в сильно упрощенной и уплощенной форме. Вместо нацистов выдуманная организация "Тринити", заветный макгаффин - гробница некой зловещей японской королевны Химико. Но в целом с "Последним крестовым походом", конечно, рядом не стояло. Юмора кот наплакал, перебор застарелых банальностей, нудные деревянные диалоги, необязательные флэшбеки и полное отсутствие изобретательности. Уолтон Гоггинс отыгрывает шаблонного злодея-наёмника, Алисия Викандер, кажется, сама не понимает как в это ввязалась, и лишь забавный персонаж Ника Фроста привносит какой-то живой ветерок, на пару минут.
При этом я не считаю, что у перезапуска "Лары Крофт" совсем нет перспектив. Это же приключенческий жанр, здесь не требуется "уметь в драму", здесь достаточно не выглядеть унылым долдоном, плюс отчаянно нужна изобретательность приключений. Просто найдите постановщика, способного проявить фантазию, придумайте что-нибудь своё, хотя бы выработайте табу на обязательные километровые водопады в произвольной точке пересеченной местности, ну сколько можно. В дурацкой 4-й части "Индианы Джонса" Спилберг даже сам себя обстебал, 3 подряд раза заставив героев рухнуть с водопадом. А эти камушки компьютерные - Лара бежит почти по прямой, кругом всё эпично рушится, и разваливающиеся массивы горных пород так заботливо её огибают, краешком не заденут. Буквально видишь хромакей - настолько нелепо и халтурно смотрится.
Печать многих современных блокбастеров - больше всего внушают закрывающие титры. Стилизованные 3D-модельки пищалей Хеклера-и-Коха и прочего реквизита в древнеяпонской образмерке - это дико, поэтому это бодрит. А так, типичное плохое кино категории А-. Скучная стерильность.
|