xraptor (xraptor) wrote,
xraptor
xraptor

Categories:

Первому игроку приготовиться/Ready Player One (США, 2018)

Через 27 лет наш мир пребывает в экономической депрессии, кроме того заметно перенаселен, основательно помоизирован, и народ вынужден денно и нощно втыкать в компьютерную игру "Оазис" в очках виртуальной реальности.

Новый блокбастер Спилберга оказался старомодной фантастической сказкой о победе дружбы и взаимовыручки над корпоративным рабовладельческим капитализмом.
Причём именно сказкой, старомодной в своей "человеческой " части, оставшейся в 80-х годах прошлого века, в то время как в части технической он безусловно в высокотехнологичных тукей-двадцатых. Действие вполне кинематографично, несмотря на сверхкомпьютеризированность, что на фоне всеобщего бездумного диктата CGI здорово внушает: то, как вычурно компьютерная фактура втянута в чистое кино и не выглядит при этом ни комиксом, ни игрушкой, причём впрямую к ним отсылая. Ведь каждый эпизод из виртуальной реальности Спилберга можно нарезать на "cinematic trailers" для навороченной RPG, а каждый второй фантастический блокбастер стремится к спинномозговому штырь-рефлексу трёхмерной стрелялки, но здесь наоборот - всё кино, и работает как кино. «Мастерство не пропьёшь».

Что до самой виртуальной вселенной "Оазиса", то смешанные впечатления.
Очень красочно, детализировано, с целевым юмором - это да. Но часть всего этого добра я не застал, или уже был не в том возрасте, чтобы фанатеть, или же просто жил в другой стране и лавины гиковского мерчендайза меня миновали.
Т.е. что-то узнаю, о чём-то только слышал, но экстатических эмоций не испытываю. Почему-то ждал кокодемонов из "Дума" и пулемётящего "Эда-209" из "Робокопа", но не углядел, может где-то быстро мелькнули. Самого Робокопа углядел, ещё в трейлере.

Вообще, как ностальгическая вкусняшка для поколения 30-40-летних фильм опоздал, ему бы выйти на несколько лет раньше. Сейчас вопрос ностальгии здорово отработал сериал "Очень странные дела", отработал умеренней, ровней и тактичней. Здесь же конфеты взахлеб вываливают карьерным экскаватором, и в рот не лезет. Могу даже предположить, что тру-гикам это не понравится, ибо широким жестом выводит сакральный зверинец в мейнстрим, тем обесценивая и нанося урон самоидентификации. Наверное в этом тоже есть какой-то посыл, дескать, дались вам эти игрульки, цените живое общение - что, впрочем, тоже не ново.

Много забавных оптимизаций — сведена к разумному минимуму как сексуализация виртуальных героев (подозреваю, там половина аватаров была бы фигуристыми эльфийскими принцессами в бронелифчиках), так и доля анимешного контингента (который легко съел бы половину массовки, учитывая глобальность "Оазиса"). Якобы анимешная большеглазость героев же на самом деле вполне рациональный приём, нивелирующий эффект "зловещей долины". Хорошо когда это понимают.

Есть и отсылки к более-менее современным культам, например крылатый торгаш с миской на голове из Скрытой угрозы» где-то пропорхнул. Или мне показалось? Бронированные болваны с жёлтыми забралами пробежали, вроде они из новой игрушки «Хало». А вот отечественный геймер не отыщет в финальном побоище танк «Клим Ворошилов-2» из «Мира танков» и тут же выпьет стакан водки.

Открытием стал для меня масштаб культа машины «Делориан». Я, ламер, когда смотрел «Назад в будущее», думал — машина машиной, у них таких полно, причём с дурацкой дверью неудобной, только головой в неё стукаться, а оказывается она какая-то редкая. Вот «Железного Гиганта» правильно «форсят» - хороший, добрый, персонаж, и один из моих немногих любимых полнометражных мультфильмов.

Но графика, всё же, тяжелая штука. Ещё самую малость - и всё, голова бы очугунилась от этих бесконечных летаний камерой и текстурированных полигональных сеток. Поэтому больше всего понравился эпизод с «Сиянием», меньше всего — открывающие гонки. Финальное ледовое побоище чем-то напомнило "Войну миров" Копейкина, хотя суть там конечно другая.

А в целом, недаром называют Спилберга сказочником, антиутопические пророчества хоть и присутствуют номинально, но злодеи из «живого» мира сращиваются с их картонными аватарами, а положительные герои это такие славные ребята из киношных 80-х, тёплые и ламповые - словом, несмотря на кажущиеся футурологические перспективы никакого неожиданного высказывания или подноготных выкладок в "Первом игроке.." нет.
Есть старая-добрая вера в простых хороших людей, в справедливость и даже немножко в закон, не воспринимаемые как совсем уж банальности просто в силу опыты и профессионализма Спилберга.

Персонажи простенькие, попсовые, хотя не раздражающие, не окопавшиеся в расхожих вульгаризмах, как это часто бывает в современных фильмах про молодёжь.
Замороченный в унылом быту, но честный парень-геймер по ником "Парсифваль". Вроде, никогда не видел этого актёра.
Боевитая геймерша Артемида на красном байке из "Акиры"- правильно говорил, что Оливия Кук далеко пойдёт. Есть в её игре какая-то аура психологической зрелости, в отличие от многих молодых актрис.
Типового циничного корпоративного босса Сорренто играет Бен Мендельсон. На удивление востребованный актёр в злодейском амплуа, как-то его стало внезапно много.

В общем, если охарактеризовать совсем коротко — добротный детский сад. Другого, собственно, и не ждал. Применительно к теме взаимоотношений с ЭВМ для меня это даже плюс, а то от киберпанка с претензией у меня обычно одна тоска и уныние.
Сейчас столько сил тратится, чтобы детский сад натянуть на взрослый рейтинг и выдать за высказывание с подспудом, или обмусолить до политкорректного стандарта, что честная, поверхностная и простодушная подростковость с нехитрой человеческой моралью, без строгой отчетности перед линией партии кажется волшебным даром седых джедаев новому подлеску, в силу заслуг авторов перед цехом ещё одобряемым, но по сути - представляющим уже эхо «исчезающей натуры», если под натурой понимать традицию педагогических паттернов. Ловите, пока есть, не исключено, из большого кино скоро и такое исчезнет.
Таким образом, важное там не ностальгия и не гикоориентированность, а неосознанный месседж юным творцам поп-продукта будущего о смирении перед течением времени. И инфантилизм происходящего уже кажется возрастным и меланхоличным, а не геймерско-молодёжным.

Похабство реального мира будущего в фильме весьма условно очерчено, что, видимо, следствие оптимизации текста книги-первоисточника под сценарий. Так что вопросы типа «а как там устроена экономика», «почему все главные герои тунеядцы» освещены не более, чем юридический статус Мультауна из «..Кролика Роджера» - но для такого рода сказочки это нормально, избавляет от претенциозности и не даёт расплыться по жанрам.

Я-то пессимист, и меня всегда тянет обозначить весь этот цирк с виртуальностями как ещё одну иллюстрацию о царе Мидасе наоборот - превратили в помойку мир реальный, превратят и виртуальный, даром что весь дизайн родом из 80-х- 90-х, годов "медленного постмодернизма", когда что-то ещё по бессознательной культурной инерции создавалось так, что потом хотелось это вспоминать. Не даром там ничего нового - копошащаяся масса отсылок к уже свершившейся и сто раз переработанной поп-культуре; нынешняя много быстрее и беспамятнее, расфасована по коммерческим нишам, технологично утрамбована маркетологами, и неизвестно, сможет, да и захочет ли индустрия монетизации ностальгий обработать слезоточивый момент перескока с какого-нибудь твиттера на телеграм, или триумфальный выход "Злых птиц-10" и "Зомби против растений-24", уже не знаю что там сейчас в тренде.

Боготворить пласты попсовых радостей прошлого века я тоже не склонен, но то что пласты те были щедры и харизматичны, отрицать не могу. Поэтому лёгкая гиковская грустинка от фильма есть, т.к. по большому счёту сейчас ведь это уже никому не нужно. Ну фанаты порадуются. А так, пошло всё оптом по бросовой цене, а с новым не густо.
Подозреваю, даже проговариваемый не новый, и нехитрый до примитивности тезис "действительно реальна только реальность" для современной публики уже слишком сложен. Сейчас не до сложностей, успеть бы лайк поставить.

Словом, Спилберг слишком хорошо думает о людях, и это по-настоящему олдскульно. А робокопы и ниндзя-черепашки останутся благодарным ценителям.

Не могу сказать, что в безумном восторге - книгу не читал, к компьютерным играм равнодушен. Но фильм тёплый, складный, и способен порадовать «в простоте», именно как красочная, забавная эскапистская сказка. Немного усталая, неглубокая и боязливо отторгающая себя от новых идеологических конструкций, однако на крупном экране развлекающая вполне качественно.

Tags: Кино
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments