xraptor (xraptor) wrote,
xraptor
xraptor

Category:

Мир Юрского периода 2/Jurassic World: Fallen Kingdom (США, Испания, 2018)

Я был бы не я, если б не отсмотрел продолжение "Юрского мира", и не накатал бы текстище длиной с доброго аргентинского зауропода.

"Кино не выдающееся, но как развлечение на вечер сойдёт" - эта формулировка уже стала дежурным штампиком к половине блокбастеров, и "Мир Юрского периода 2" не исключение. Но нюансы, конечно, есть.
Фильм неровно делится на две части, скажем так, разные по настрою.
В первой половине динозавры пытаются спастись от внезапно разверзшегося вулкана. Эта часть самая зрелищная, но глупая, грубовато сшитая, скороговорочная, и будто авторам не слишком интересная. Большинство сцен, микроэпизодов - в той или иной форме были в предыдущих сериях, что, мягко говоря, удручает. Даже прятки от бегущего стада за бревном есть. Красочно, но отнюдь не изобретательно. Хотя сцена с падением в стеклянной сфере, можно сказать, удалась - в одном из роликов о съёмках показано, как актёров действительно спускали в сфере по ненадёжного вида конструкции, напоминающей американские горки - т.е. эмоции настоящие.
Спецэффекты - где-то добротно, даже аниматроника в крупных планах присутствует, а где-то мультяшно и ненатурально. Профессионализм есть, старание есть, перфекционизма нет.

Во второй половине плененных ящеров пытаются распродать с подпольного аукциона разномастным богатеям для боевых, фармакологических, коммерческих, и всяких нездоровых развлекательных целей. Естественно, храбрые герои пытаются такое безобразие пресечь, и здесь кино заступает на территорию какого-то неоготического хоррора. И надо сказать, это смотрится почему-то интересней, чем разноцветная беготня сквозь компьютерную графику в первой части, хоть и дело происходит ночью. Готических дино-хорроров мы ещё не видели. Что не умаляет сценарной глуповатости, но всё же некая идейная цельность в этом прослеживалась, что странным образом увлекло.

Крис Прэтт и Брайс Даллас Ховард ничего нового к своими персонажам не добавили. Ну, Прэтт слегка раздобрел, как показалось, стал пошире и потяжелее. А Даллас Ховард очень идёт белоснежная кофточка.
В предыдущей серии был какой-то лёгкий, конвенциализированный, но вполне считываемый игривый фетишизм - с этой волнующей фиксацией на каблуках в пересеченной местности - и это если не брать в расчёт перверсивненькие вырезанные сцены. Здесь этого нет и в помине - главные герои нейтральны и максимально стандартизованы.
Присутствует ненужный, несимпатичный и несмешной персонаж трусливого подростка-электронщика смуглого племени, появление которого кроме как полит-разнарядкой никак объяснить нельзя. В отличие от его напарницы - напористой хипстомедсестры, немного оживляющей унылость характеров, или миллионерской внучки Мэйси — вроде бы положительного любопытного ребёнка, но неуловимо попугивающего, не от мира сего, как те странные девочки из расхожих сюжетов о замковых привидениях, и её образ как раз наоборот, не отягощает, а стилистически выравнивает и углубляет незатейливое повествование.
Остальные персонажи - как и угнетающие динозавров злодеи, так и сопровождающая их массовка - абсолютно одноклеточный, затертый до дырищ, бессовестный шаблон.

С динозаврами всё получше, посложнее, однако спойлеристично (спойлернуто, спройлерняво) - так что читайте осторожно.

Образ "индораптора", некоего вымышленного мутанта, созданного из бесчеловечных капиталистических побуждений - удался. Злобный, коварный, смертоносный. Умело отработан контраст между опасной, но горделивой осанкой рапторов, и скользкой, пресмыкающейся пластикой индораптора, похожего на попираемого Святым Георгием змия, порождение нечестивого разума, отсылающего именно к драконьим, средневековым архетипам.
Правда сама идея — хороший, правильный динозавр против плохого, неправильного— мне не нравится, она и какая-то детсадовская, и заезженная до неприличия. Кайдзю с трансформерами вам что ли мало? Ни Крайтон, ни Спилберг себе такого не позволяли.

После просмотра трейлера основной интригой для меня было - а как они заборят мозозавра?

[Ответ под спойлером]

А никак. Мозозавр свободен, и намерен питаться сёрферами. Всё, что про него было в фильме - было в трейлере. Обидно, да.

Неудачником фильма назначен Карнотавр - соревнуется с Ти-рексом за верхушку пищевой пирамиды, и каждый раз проигрывает. Хорошо ещё, если кусочек от статиста достанется.
Ну а главной звездой оказался стенобитный малютка-стигимолох. Эффектно разогнал всю дискотеку.

В финале, расправившись с Индораптором, (ну да, спойлер, но неужели кто-то предполагал что-то другое?) высокоинтеллектуальная велоцирапторша Блю отправляется на вольные хлеба, кормиться плотненькими, богатыми протеином жителями калифорнийских городков.
Там можно далеко пойти, мол именно Блю — метафора нового Настоящего Американца Мечты, предприимчивого, целеустремленного, несломленного потерями и физическими изъянами, умеющего гордо отодвинуть в сторонку гендерный вопрос (пары Блю авторы пока не предлагают, а работники зоопарка годятся в лучшей случае на роль заторможенных опекунов), готового как к межвидовой конкуренции, так и к межвидовому сотрудничеству, и с заложенным, пусть условным, абстрактным, но уже обозначенным этическим стержнем - за прошивку которого отвечает один из "заторможенных опекунов" - герой Прэтта, своей односложной положительностью сам являющейся метафорой - "настоящего американца старого", заслуженной оттрубившей схемы, нуждающейся одновременно как в переформатировании с переносом своей символической сути в куда-то на новый носитель, так и сохранении себя как музейного экспоната.
Не думаю, что авторы фильма сознательно куда-то глубоко копали, но с аляповатыми сценариями иногда так и случается - добротная фактура плюется недоразвитыми смыслами сама по себе, как тот вулкан лавой. Так, сатира на зоозащитников, в сюжете, где несколько лет никто не знает что делать с разбушевавшимися ящерами, полопавших кучу народа, обязана была самозародиться, она и самозарождается. Динозавры мимимизированы масскультурой - а в наше время непростые отношения разнообразного экогуманизма и коммерческого и/или дисциплинарного рационализма являются уже экономически и социально значимым конфликтом интересов, причём не исключающим двойное дно у всех участников разборок.

Итак, как чистый аттракцион предыдущая часть ярче, здесь же чистая развлекательность разбавляется попыткой залезть куда-то в этические вопросы, но делает это довольно нелепо, нерешительно, на ощупь, на зыбком и размашистом материале концепции, не проработанной в нюансах. Не воспринимать же за серьёзный посыл финальное морализаторство доктора Малькольма в паре пафосных тезисов. Но из чистого аттракциона кино слегка заваливается в некоторую мутную мрачность, поэтому в следующей части текста, коротко, несколько глобальных наблюдений.

Во-первых - эти кривоватые заходы куда-то в туманный трансгуманизм, в стиле сериала "Мира дикого Запада", они в фантастике в таком пульсирующем режиме давно существуют, но в виду попсовости жанров и неимения живого объекта исследования никуда толком не выруливают, и так и остаются пищей для сильно досужего ума, не более. Но нервозность в масскультуру транслируют неиллюзорную, и это как раз бывает интересно - не даром так цепляет рефрен генезиса динозавров и хоррорной девочки Мэйси, ведь драматургия предусматривает хотя бы предварительную расстановку приоритетов в страхе, а бессознательное ещё толком не выработало однозначного рефлекса - что именно надо бояться, в ком, и когда.

Во-вторых - муки сиквелизаций. Финал фильма предлагает кучу дорожек для сиквелов, сольников и вбоквелов - хоть для каждого из разбежавшихся в разные стороны завров. Но почему-то, уже не так оно и греет.
Сама история "Юрского парка", в том виде, в котором она постулирована и стараниями сиквелизаторов раскручена - она себя исчерпала. Всё уже становится слишком надуманным, не убедительным в деталях, эффект новизны уже давно потерян и над его возвращением не особо работают, больше умиляя фанбазу. Будто сами себя загнали в угол, и это при том, что тема динозавров поистине неисчерпаема - причудливость, разнообразие форм вымерших животных хватит на десятки фильмов. А с такого финала риск свести всё к ещё более шаблонным историям огромен.
Получается, новый фильм оказывает двоякую услугу: фанатам даёт повод ожидать новых приключений, а продюсерам - повод не думать и не напрягаться с сюжетами, ибо они все уже и так на поверхности. Экспансивность, которая вряд ли скажется на качестве в лучшую сторону.

В-третьих - колоссальная инерционность образов спилберговских динозавров. Как дино-кинематограф середины прошлого века долго, упорно питался иллюстрациями сперва Чарльза Найта, потом Нива Паркера и Зденека Буриана, так и Спилберг ориентировался на вполне здоровые научные представления, но конца 80-х- начала 90-х, а с тех пор "много чего накопали". Про протоперья уже много раз говорил, наверное. Буйство фантазии современных иллюстраторов тоже иногда выходит за грани разумного и Ти-рекс становится похож на гигантского нахохлившегося снегиря, тем не менее - факт установлен, огромная часть динозавров, особенно меловых тероподов - была перната, и даже перната густенько, не хохолком единым. Т.е.буквально, птицы - выживший таксон динозавров. Орнитофобам - мириться, голубю Геннадию - гордиться. Но тут как всегда - денег хотим, но сложным путём идти боимся. Там и сидим, хотя казалось бы, компьютерная графика творит чудеса. Народ уже привык к определенным образам, полюбил спилберговскую версию, и чтобы всё эту роскошь перезапустить, нужен кто-то смелый.. ну или опять Спилберг.

В целом, книжка Крайтона была далеко не глупым литературным произведением, но кинофраншиза, если не заниматься спорными культурологическими вгрызаниями, таки свелась к трём аккордам.
Если мозг отключить, смотрится нормально, экшн есть, динозавры есть - многочисленные и основных популярных видов, развлекать - развлекает. Но всё же продолжаю желать всей мезозойской фауне лучшей кинематографической судьбы.

Tags: Динозавры, Кино
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments