?

Log in

No account? Create an account
Сериальное, часть 1-я - xraptor

> Recent Entries
> Archive
> Friends
> Profile

July 8th, 2018


Previous Entry Share Next Entry
11:31 pm - Сериальное, часть 1-я
Запощу, что ли, скептическое-многобуквенное про сериалы, просмотренные примерно с прошлого лета.

Американские боги/American Gods
Книжку Нила Геймана, по которой сей телеэпос зачат, я не читал, поэтому сужу только по сериалу.
В основе сюжета конфликт умозрительно персонифицированных богов староязыческих и богов новоязыческих, то бишь медиа, тырнетов, "технологий" и прочего дивноновомирья. Повествование метафоризировано до предела так что какой-то логики бытовой искать там не стоит. Не хочу также заострять на теме американской культурной самоидентификации, она на поверхности и от неё там всё равно никуда не деться.

Идея сериала, наверное, способна тронуть - но не как фэнтэзийный эпик, или как столкновение каких-то мировоззренческих концепций, а как история о старости, о доме престарелых как сосредоточии богатств человеческой памяти, которые копились, копились, и вот уже, собственно, никому и не нужны. Невосполнимость, невоспроизводимость опыта. Возможно, из молодёжи, кто почувствительней, иногда и начинает о чём-то таком подозревать - при всёх радостях ежеминутной информированности, у них-то самих богатств памяти никак не получается. Отсюда некая настороженность, вкупе с непониманием как оно так вышло, что раньше человек был сложен, отношения сложны, мироощущение сложно, противоречиво, разноречиво, а свелось всё вот к этому вот, к глазкам в экранчик и котикам. Что на фоне мирового обеднения бытовой фактуры взывает к рефлексиям. Т.е. с тем, что невроз там не на пустом месте возник, соглашусь.

Но вот идея выговорена, и куда её развивать не совсем ясно. Мир сериала существует в сугубо метафорической логике, а двигаться вперёд надо - и тут же всплывает натужность схем поддержания сюжета. Родовой порок всех метафор, пропущенных через постмодернистскую мясорубку - они вполне живут и сверкают по отдельности, но в единое целое не стыкуются совсем, т.к. законы их существования не определены и не ясны, в том числе для самих авторов, и в качестве связующих нитей используются старые-добрые жанровые костыли, которые при таком глобальном, мифотворческом зачине выглядят чем дальше, тем вульгарнее.
Поэтому история постепенно разбавляется сюжетиком о вязкой провинциальной стервочке, кинувшей честного арестанта, филигранным вписыванием в повороты политкорректности, душещипательными байопиками под мелодии всеамериканской ностальгии и выспренними конфликтами идеологий "для народных масс". И вот уже "Большая Рыба" Тёма Бёртона и "Форрест Гамп" встречаются со "Сверхестественным" и играют блатнячок на гитарке. Всё это чертовски понятно и даже способно увлечь, но боюсь, кроме как в сытую постмодернистскую сказочку с размытым, учитывая тему и обстоятельства, финалом, никуда перетечь не способно.

Смотрится сериал интересно за счёт "статики", из-за харизматичных актёров и изобретательных, богато исполненных мини-сюжетов, но как нечто цельное и сюжетно подвижное для меня он абсолютно повис в воздухе.
Погляжу, конечно, на разложение Браунинг во втором сезоне, если его снимут, но откровений не жду.

Мир Дикого Запада/Western World, сезон 2
Продолжения страданий революционных роботов удручили, честно говоря. При том, что объективно - снято добротно, профессионализм постановщиков сложно оспорить - но стоит чуть включить мозг, посмотреть со стороны, задуматься - что и как, собственно, происходит - и все рассыпается в мелкие гранулы.

Основная претензия - мир перестал быть убедительным, и метания героев вместе с ним. Первый сезон был герметичен, фантастические допущения как-никак, но работали. А здесь история вьётся штрихпунктирными эпизодами, каждый из которых отдельно очень технологично подцепляет внимание - но на общую картину происходящего не работает вообще, скорее её разрушает, превращая в организационное недоразумение. Узнаваемая корпоративная субординация куда-то растворилась, логика команд зачистки, прибывших усмирять восставших, мягко говоря, странная, понатыканные в грунте секретные подвалы оказываются не такими уж секретными, а бездны немыслимой кибермощи контрастируют с очень легкомысленно обозначенной культурой администрирования.

Да на фоне тех безумных сверхтехнологий, на которых и зиждется вся эта история, заповедник должны были прилететь зачищать неубиваемые дроны молниеносной шустрости верхом на динозаврах с ксеноморфами - и они были бы много дешевле и доступнее для любой ЧВК, чем хутор с с искусно выделанными, настроенными и отпечатанными андроидами. Вместо этого какие-то нелепейшие недоспецназавцы, атакующие ростовыми шеренгами, как каппелевцы на Анкин пулемёт. С косострельными автоматиками красненького цвета. И там везде так, вроде добротно, детализировано исполнено, и вдруг глупость какая-то несоразмерная. А с неверием в целое и осмысленное уже дальше и не хочется ничего тщательно отслеживать: кто там больше робот, кто кому почудился и кого/зачем перезаписали на бурый мячик.

Остаются персонажи, которые действительно хорошо сыграны, но при отсутствии здравого смысла им остается только многозначительно нагнетать в пустоте, волею расчетливого сценариста. Интеллектуально-нудный андроид Бернанд своими закольцованными правдоисканиями успел утомить к середине сезона, алкомаразматическое бродяжничество подозрительно живучего героя Эда Харриса тоже перестали трогать примерно там же.. Долорес вот только и правда хороша, значок с Роботом Бендером заслужила. И актриса эффектная.

Авторы, вцепившись, пытаются удержать внимание - то хитросплетением временных линий, то визуализацией андроидских подкорок, то слоёным киберпанковским пирогом, то прочими толстыми намёками на тонкие обстоятельства, включая пошловатую мелодраму о сложной жизни миллионеров. Иногда срабатывает, на расслабленный мозг, но как очухаешься - редко какой сценарный ход не ради бесстыжего твиста, а оправдан задним числом.
Так что качественно, мастеровито, но на выходе ощущение что посмотрел какую-то малосвязную лабуду. Нет, нужно было 1-сезон закончить максимально эпично и яростно, и на нём остановиться. А теперь уже будут этого кота тянуть до бесконечности, терминология актуальная, герои взрачные, рейтинг обеспечен.

Террор/Terror
Полярная экспедиция королевского флота в составе кораблей "Террор" и "Эребус" пытаются найти северный проход в Тихий Океан. Моряки застревают в канадских льдах и приступают к долгой и драматической зимовке, которая усугубляется ещё и атаками огромного монстра - видимо, одного их эскимосских божеств. При ближайшем рассмотрении божество оказалось весьма симпатичным, похожим на огромного белого медведя с несколько человеческими чертами морды. Собирательный образ всех арктодусов: Кайнын-кугхо, Иркуйемов, урсусов-тираннусов с щедро приплюсованным метром в холке, и прочих пушистых макгафинов для тру-криптозоологов. Некоторые энтузиасты их до сих пор, говорят, ищут за Полярным Кругом.

В целом, я люблю такие сюжеты - выживание экспедиций в экстремальных условиях. Сериал снят ровно, история рассказывается линейно и неторопливо, не отвлекаясь от основной линии, и даже не особо углубляясь в "ром, плеть и содомию"(с) как очевидную грань темы бытия сугубо мужского коллектива на британском флоте.
Но вот беда, здорово подвел антураж. С зимней одеждой-то всё более-менее, "все в шапках" - но того адского холода, в котором моряки вынуждены существовать в течение многих месяцев - не чувствуется совсем: ни ветра, ни пурги, пар изо рта если есть, то жидковат; снег не похож на снег, а похож на сухой искусственный порошок, равномерно рассыпанный над декорациями.. то ли тёртый пенопласт, то ли бумажная крошка. Устремленные в перспективу масштабные компьютерные задники только усугубляют ненатуральность.
Хочу верить, но не верю. Похоже на спектакль. И атмосфера сразу улетучивается, и немножко возвращается только в последних 3-х сериях, когда снимать стали на свежем воздухе. Но уже поздно. Потенциально хороший сериал, смертельно придавленный зелёноэкранной павильонностью.

Мозаика/Mosaic
Детектив Стивена Содерберга, про который говорили, что он какой-то "интерактивный". Но мне никакой интерактивности предложено не было, банальный медиафайл, как всегда. Наверное, для интерактивности нужно было опять где-то регистрироваться, проходить капчу и заводить аккаунт.

Юный художник комиксов напрашивается в разнорабочие к заслуженной арт-даме, видной писательнице-художнице на пенсии (Шарон Стоун, между прочим). Не сильно помогло. Карьерные перспективы так и остались туманными, роман не взлетел, деньги кончаются. А тут ещё арт-даму находят мертвой, а славному комиксисту грозит стать главным подозреваемым.

Первые серии сняты в типичной для Содерберга выверенной, холодной цифровой артхаусной стилистике, транслирующей некую интеллектуальность экспозиции: неутихающие разговоры об искусстве, стерильные дизайнерские интерьеры, боке кружочками, боке чешуйками, светофильтры с мягким размытием, есть даже критика пуантилистов и Кёрби против Мёбиуса. Любит Содерберг женить искусствоведческую эрудицию и стилистический перфекционизм с коммерческим жанром, причём явно из созидательных побуждений, а не из выпендрёжа. Народник он какой-то, право. И дело свое знает, надо признать, художественная интеллектуализация "простого" получается на удивление органичной, не выглядит высокомерием или дежурным ликбезом. Мне его режиссерский взгляд чем-то напоминает журнал "Америка", не до греха опопсевший глянец, такое неуловимое журнальное семидесятничество.

Далее эстетство отступает, и начинается почти классический неторопливый детектив, не слишком оригинальный по развитию, но уверенно поставленный, с хорошо придуманными персонажами, потому интересный. И всё это было бы очень даже здорово, если бы не финал. Ехали-ехали, и упёрлись в билборд с месседжем о хищном самоуправстве крупного капитала. Хорошо, что не "Трамп-редиска". По мне, желание проявить социально-политическую озабоченность сыграло здесь злую шутку. Всё-таки великая концепция "который садовник убийца" - огород, удобренный поколениями знатоков, на котором ждёшь пусть не психологической, но логической сложности, некой изощренности, а тут получаешь, опять же, неглупо поданный, с чувством вкуса исполненный - но плакат. Огорчает и нервирует, словно пересадка бархоток экскаватором.

-----------------------------------------
Продожение следует..


Tags:

(Leave a comment)


> Go to Top
LiveJournal.com