xraptor (xraptor) wrote,
xraptor
xraptor

Category:

Околопраздничное кино, часть 1-я

Итак, пришла пора поделиться о том, что смотрел в недели новогоднего безделья.

Ближайший родственник/Next of Kin (Австралия, Новая Зеландия, 1982)
Готический триллер из Австралии, успевающий молниеносно перерасти в готический слэшер, и чуть-чуть было не превратиться в лихой сурвайвл.
Девушка Линда после смерти матери наследует особняк, ныне являющийся домом престарелых.
Ну и, как оно обычно бывает, начинают там происходить странные вещи, любителям хорроров хорошо знакомые - то свечка сама зажжется, то дверца зловеще приоткроется, кругом скрипы половиц всякие нехорошие, даже маленькая девочка с красным мячиком есть. Казалось бы, ничего нового, но фильм удачно сбалансирован между лаконичной триллерной составляющей и деревенским уютом, так что пыльная старческая атмосфера места действия над зрителем отнюдь не довлеет, в том числе благодаря умелому переключению жанрового регистра и непростой, разнообразной электронной музыке.
Ещё удивило не столько наличие в Австралии старинных особняков, сколько присутствие кота. Откуда в Австралии коты? Они ж там запрещены законом, ибо экосистему рушат, нещадно третируют всех местных аллигаторов со страусами эму. Тем не менее есть кот, просочился как-то.
Интересный фильм, понравился. Исполнение финала - как говорит молодёжь "просто бомба", в нескольких предтитровых минутах вся неуёмная австралийская стихийность.

Имп/Xiong bang (Гонконг, 1981)
Имп, конечно, не тот, который коричневый и красными шариками швыряется. Гонконгский триллер про полтергейст.
Молодой семьянин Чеунг всем хорош. И норовом люб, и видом прельстив. Только вот с работой ему не везёт, перебивается из одной конторы в другую, и наконец соглашается на даунгрейд - устраивается ночным охранником в офисный небоскрёб. А там нечистая сила жуть нагоняет, да и не только там - Чеунг, оказалось, родился в неправильный день-час-минуту-секунду. Поэтому, согласно китайской астрологии и прочим народным фэн-шуям, полтергейсты намерены его одолевать с особым энтузиазмом. Правда, в Гонконге на этот случай, оказывается, есть специализированные шаманы, так что не всё так плохо.
Сюжет довольно типичен для такого кино, но финальный аккорд чуть радикальнее, чем это принято в кино американском, во всяком случае современном.
Запомнилась фиксация на еде - все постоянно лопают какую-ту лапшу, рис, пельмени, водоросли, ещё что-то. Наверное, в половине важных сценах, в том числе убийств. И много так едят, сытно. Например, когда охранники лопают супчик наваристый, прямо на вахте - это вам не какой-нибудь "вок" в коробочке или хилый "доширак", а вместительная такая кастрюлька.
Говорят, один из лучших фильмов этого жанра из Гононга, ну, не знаю. По мне, добротный средняк категории "Б", не более.

Тинглер/Вибратор/Tingler (США, 1959)
Проницательный патологоанатом обнаруживает крокозябру-паразита, живущую в позвоночнике и питающуюся человеческим страхом. При смертельном страхе крокозябра изрядно разбухает и способна сломать позвоночник пополам, при этом сама боится истошных воплей.
На первый взгляд, зачин идиотский, однако он не более идиотский чем множество других сайфайных зачинов того времени. Лапчатый кивсяк-переросток с рожками просто нехитрая физиоиллюстративная метафора ощущения в основании спины в шоковой ситуации.
Сам же фильм хоть и выглядит как хоррор, на деле является отменным стёбом, уморно троллящим нуар трэшем, и предвосхищающим как скорые прорывы жанра киноужасов, так и тренд грядущего десятилетия на эксперименты по медикаментозному изменению сознания.
Но главное его достоинство - Винсент Прайс, и его персонаж. Как он хорош! Циник, денди, интеллектуал. Изящно пугает женщин до полусмерти, не чурается опытов с ЛСД, при этом спокоен как слон и элегантен в мельчайших деталях. Мастер отточенной чёрной иронии и эталон стиля.
Может показаться устаревшей глупостью, но меня развлекло. Забавное кино.

Ритуалы/Rituals (Канада, США, 1977)
Суровый выживательский триллер, дошедший до нас, правда, в поблекшем качестве. Компания друзей, (по профессии - медиков, это важно) прибывает порыбачить на отдалённые озёра в Канаде. Но всё идёт не по плану.
Некий злоумышленник похищает ботинки туристов - от чего гарантированно передёргивает всякого, кто может представить что такое оказаться в тайге без обуви; ну а потом начинает врачей убивать, и как оказывается, имеет на то причины.
Очень своеобразный фильм, прежде всего тем, что несмотря на типовой сюжет какого-нибудь "Поворота не туда", серьёзен, настроен на драму куда больше чем на хоррор, и ни разу не пытается подхихикать - авторы явно держали в уме "Избавление" Бурмана, и прут аж к всамделишному катарсису через весь канадский бурелом и невзирая на трэшеватенькую концовку.
Много чего можно было улучшить в этом кино, а уж знатоки походов вообще схватятся за голову от первоначальной беспечности героев - но мне понравилось. Так уже редко снимают. Все персонажи - взрослые, немолодые люди. А Хэл Холбрук, который снимался в каком-то невероятном количестве фильмов и сериалов, в потоковой американской кинопродукции 70-х он будто везде, как само собой разумеющееся - тут у него обособленная главная роль и он её очень здорово и честно тянет.

Что-то зловещее/Something Evil (США, 1972)
Один из самых-самых ранних фильмов Стивена Спилберга, который мало кто видел, да, и скажем честно, не много потерял.
Семья (отец - рекламный режиссёр, мать - домохозяйка, двое мелких детей) покупает дом в сельской Пенсильвании. А там нечистая сила, норовит эту ячейку общества погубить.
Было любопытно, насколько окажется зрим почерк режиссера в таком сыром и дешёвом творении для ТВ.
Ну да, на намётанный глаз — зрим. Семейность, прежде всего. Взгляд изнутри семьи с маленькими детьми. Глава семейства, правда, не очень похож на рекламщика, скорее на бывалого менеджера по корпоративным продажам экскаваторов. Мать - впечатлительная домохозяйка, центральный герой истории, хотя если проникнуться, персонаж не слишком приятный. Такие обычно до такой степени летают в облаках, что не успеешь оглянуться - надевают платочек, покупают нефритового слона со свечкой в хоботе, и несут все деньги вместе с детьми в какую-нибудь секту.
В диалогах что-то узнаваемое, такой smart talking, быстро переключающийся на что-то ещё.
В сценах явления нечистой силы, предполагающих некую изобретательность - неровно. Сквозняк в палисаднике - хорош, светящийся чайный гриб - сойдёт, а вот жаба недодрессирована, мистические пентаграммы вообще какое-то хиппушное рукоделие. Всё же уже тогда тесно было Спилбергу в копеечном бюджете, да ещё и в расхожем сюжете. И смонтировано грубовато, будто в спешке, может ещё телевизионщиками порезан под рекламу. В целом, впечатления не произвёл.
Больше всего запомнился рыжий пацан, главная цель полтергейста - такой демонический Вовочка.

В лесах/Within the Woods (США, 1978)
Короткометражная история про то как молодёжь пошла на пикник и между делом раскопала индейское кладбище.
Дебютный фильм Сэма Рэйми дошёл до нас в таком жутчайшем качестве, что пугает одной уже картинкой. Это скорее аудиофильм - до такой степени на экране почти ничего не разглядеть.
Однако даже сквозь 3-ю вэхаэс копию рипа с экранки 8 мм пленки пробираются костлявые корни дальнейших эшевских злоключений, как памятник упорству и целеустремленности молодого режиссера.
Ошалелый пролет камеры через лес - тогда от бедности, теперь фирменная фишка; смачное отчекрыживание руки Брюса Кэмпбелла, задорное настырство вурдалаков - всё это уже стало доброй традицией и не хочет утихать.
В общем, архивный материал, ещё раз убеждающий упрямого зрителя в неразрывности пространства-времени.

------------------
Продолжение следует..
Tags: Кино
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments