xraptor (xraptor) wrote,
xraptor
xraptor

Category:

Околопраздничное кино, часть 2-я

В процессе замены старых 700-мегабайтных рипов на новые полторагигабайтные, дёрнуло меня внезапно пересмотреть Кюмеля, Гарри, бельгийского классика. Вернее два фильма пересмотреть, а "Прибытие Иоахима Стиллера" я до того не видел.

Дочери тьмы/Les Levres rouges (1971)
Молодожены знакомятся с красивыми вампиршами. Ну и, так сказать, с ними сливаются, каждый по своему.
По большому счёту, характерный "еврокульт", который мог бы снять Жан Роллен или даже Джесс Франко (71-й год, как раз расцвет такого кино). Но у Кюмеля, видимо, была цель вылизать его до сияющего произведения искусства, бережно сохраняя субжанровую принадлежность. И получилось, "Дочери тьмы" - из тех фильмов, которые хочется иногда пересматривать просто из эстетических позывов. Тёмные отмели вдоль бельгийского побережья с гостиницей , фантасмагорическим дзотом застывшей в пляжных песках - на самом деле это отель Thermae Palace в Остенде, и там уже прилично всё  застроено вокруг. Синие диагональные тени от частокола колонн в лунном свете. Росистые роговицы глаз, с контрастным отблеском точечкой, на контрасте с бархатистой картинкой. Оператор диво как хорош, даже ночные сцены сняты будто без подсветки, но всё отчётливо видно.
Я уж не говорю о чаровнице Дельфин Сейриг, с её помадой беспредельной алости и космично бликующем чешуйчатым платьем.
А некультяпистости сюжета не купируются, а наоборот, обводится кисточкой, и всё ради не-вылезания из субжанра. В общем, для мозга недоразумение, для глаз услада.

Прибытие Иоахима Стиллера/De Komst van Joachim Stiller (1976)
Молодой писатель-журналист расследует цепь мистических совпадений в своей жизни, перемещаясь по локациям уютного Антверпена середины 70-х.
Не вдаваясь в подробности, над многоперсонажными витиеватостями этого квеста возвышается весьма объёмное культурологическое высказывание о европейском коллективном бессознательном, в котором конструкт европейского бытия, со всей затейливо сосуществующей рациональностью, тёплым мещанством, специализированном ремесленничеством, религиозными отсылками, искусствоведческими изысканиями, суевериями, учёной книжностью со всякими конспирологиями, фриковатым индивидуализмом, и в целом - с обращенностью в прошлое, с историзмом - так вот, такой конструкт, перестав работать как передовой механизм, не рассыпался, а красиво вознёсся - сдан в в архив на мягкой шёлковой подушечке с бантиком. И по версии режиссера, произошло это после событий 45-го года, т.е. оттого, что Вторая Мировая закончилась так, как закончилась.
Поэтому происходит не изучение странностей структуры мироздания (на которое я слегка в этом фильме надеялся, но не получил), а вынос готовой картины маслом, где метания героев сводятся в одну точку, закономерно заканчиваясь рефлексией с психоанализом. Но выводы оптимистичные, мол, у вас всё хорошо, мир ваш прекрасен, правда особо уже ничего не решает. И этот факт автора очень греет - персонажей он своих любит, хоть они все и намеренно сказочные, романтизированные, пледом укутанные и ламбиком напоенные, если не сказать окукленные.
Фильм как такое сложносочиненное бельгийское кружево. Но смотрится, в целом, легко и приятно.
Удивлён, что до сих пор нет русского голосового перевода, вроде уж насколько кино известное.

Мальпертуи/Malpertuis (1971)
Пересмотрел также известное арт-творение о снах в обители богов. Описывать не стану, про него много есть что почитать.
Два новых момента пришли в голову. Первый связан с универсализацией структуры снов. Потому что деформированный Брюгге/Гент из "Мальпертуи" это Москва, Петербург, Париж, Лиссабон, Мадрид из снов моих. Абсолютно те же ощущение от пребывания в той реальности. Т.е. вроде знакомый город, но что-то не так. Например, как-то приснилась Москва, но стоящая на берегу моря. Причём давно так стоящая. Мимо ГЗ МГУ на островке проплывают океанские танкеры, а центральные районы держатся на специальных понтонах, причём я детально помню как они устроены, там целая экосистема между понтонами и фундаментами зданий, магазины, кафе, склады стройматериалов, гастарбайтерские общежития, пункты продажи шаурмы и т.д. В фильме "Начало", вон, Париж в трубочку скручивали, но у меня никаких трубочек, у меня он перетасован районами и с одного бока вмонтирован в какой-нибудь Лиссабон, а с другого - в Ленинград времён Горбачёва, да так, что ни швов, ни глюков текстур.
Это же какая-то бездна информации, проворачиваемая непонятно зачем. Вероятно, мозгу ночью совсем нечем заняться и он тасует топологию, текстуры подгружает и домики выстраивает.. И подозреваю, это распространенное явление.

Второй момент связан с тем, что меня переклинило и я, оказывается, думал, что фильм "Барокко" с Аджани и Депардье тоже снял Кюмель, т.к. он у меня очень похожие ассоциации порождает. Там тоже какой-то Амстердам из постгриппозных снов, офранцуженный Амстердам, таких Амстердамов не бывает. Но сюжетно сложнее. Я там что-то понимать перестал во второй половине, и для себя решил, что буду считать, что Аджани заснула в забегаловке, и всё остальное ей приснилось. Хотя сам фильм мне нравится, его при простуде хорошо смотреть, с имбирным чаем.

--------------------------

Так и тянет смахнуть пыль с сукна, кряхтя пододвинуть "Ундервуд", дёрнуть шнур зелёной лампы, и решительно напечатать: "хороший режиссер Кюмель, но буржуазный".
На самом деле вот что подумалось. Три эти фильма, по мне, чётко объединяет единый фундамент - автор очень ценит герметичность. Что, вроде бы, на виду - для "Дочерей.." - герметичность жанрового ответвления, для "Мальпертуи" - буквально, закольцованное само на себе эшеровское домище с богическими пленниками, в "Прибытии.." - то самое оформившееся счастье европейского бытия. Но герметичность он как-то своеобразно понимает, в два слоя, сначала "герметизируя" основную фабулу, идею - это само собой, но ещё, отдельно, выстраивая вокруг равномерную оболочку эстетической завершенности, намекающей зрителю, что нужно отойти на столько-то шагов назад для лучшей усвояемости, хотя к героям это почему-то не приближает. И это не отстранённость, а полоса комфорта, которую надо угадать. Причём автор сильнее любит именно герметичность художественную, с лакировочными работами и доводку малой кисточкой. Отсюда, видимо, больше отъявленной сказочности, но и меньше депрессии, которой прониклись бы эти истории, сними их кто-то другой.
Т.е такой не просто аквариум с разноцветными рыбками в перфекционистском интерьере, а аквариум, спозиционированный на растянутых серебристых лесочках ото всех осьми вершин, и только так, в подвешенном состоянии, им и надлежит любоваться. Я к тому, что в этот раз всё больше пытался разобраться не что происходит, а как оно работает.

Старался короче, в результате опять как-то опять мудрёно написал. Следующий пост будет проще, про совсем новые фильмы, из нестыдной попсы.

Tags: Кино
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments