xraptor (xraptor) wrote,
xraptor
xraptor

Categories:

Сериальное

Как-то не густо я их насмотрел за год. И некогда было, и похоже, немного устал уже от самого формата. Во всяком случае, длинные сериалы даже и не хочется начинать.
Написал про некоторые, по блоку на позицию.

Таинственный путь/Mystery Road
Австралийский деревенский детектив. Исчезает сельхозработник, чистильщик клапанов автоматических поилок для бычков. Расследовать присылают угрюмого детектива-ковбоя, наполовину аборигена. Сначала думаешь, как-то он неразговорчив, может рисуется, потом оказывается - женщины его достали, прокипятили мозг. И жена не подарок, и дочка не подарок.
Интересно было посмотреть на население австралийскую вариацию американской реднековской глуши - пяток копов на добрую площадь Люксембурга, патриархальный производитель мраморной говядины, мутноватая бюрконтора по делам коренного населения, туристы, алкоголики, богатый ассортимент мелкого криминала. Ещё много показывают метисов от браков белых с аборигенами - физиогномически очень своеобразные типажи.
Кенгуру нет, причём будто на зло, специально. Один раз упоминаются, мол "здесь где-то по кенгуру стреляют". Достали все австралийцев что этими кенгуру, видимо. А вомбат есть, его тоже не показывают, но точно есть, я знаю.
Сериал не великий, но симпатичный, ровный, не разбредающийся в разные стороны, просторный. Поддержал бы продолжение.

Первые/The First
Ну очень, очень нудная мелодрама про космонавтов.
Недалёкое, относительно спокойное будущее. Первый запуск космонавтов на Марс закончился катастрофой, и идеологи проекта отчаянно изыскивают ресурс для второй попытки.
Основная идея сериала - доказать что полёт на Марс нужен, интересен, осуществим. На деле же оказывается что сериал всем своим естеством доказывает абсолютно противоположное. Старческая, никому кроме горстки гиков и с незапамятных времён сидящим на теме технарям не нужная блажь. Главные герои - усталые, немолодые люди, лелеющие память о юности безудержных позывах, но скорбно безутешные в личной жизни.
И как бы ни вращала своими большими красивыми глазами начальница НАСА Наташа МакЭлоун, как бы ни заламывал руки депрессивный страдалец - астронавт Шон Пенн, у них всё в прошлом, у них нет ни задора, ни аргументов, нет смелости даже сделать шаг навстречу друг другу; они по сути рефлексирующий анахронизм, окуклившийся в своих чаяниях. Хорошие люди, но хороших людей много, и не всем надо квинтильон долларов на душевный комфорт. Чаяния пары хороших людей на чаяния всех налогоплательщиков, увы, не натягиваются. У народа там и так всё хорошо, лигалайз, толерантность, VR-очки и прочие забавы - а реальная космонавтика это дорого, трудно, долго.
Так что как популяризационно-пропагандистский эффект обратный планируемому. Именно из-за этой внутренней старости главных героев, душной обращенности в прошлое. Они могут вызвать сочувствие, но для живой солидарности им в стремлениях нет ни убедительной аргументации, кроме избитого пафоса, ни, главное - талантливо предъявленного конструкта будущего, вектора развития, в котором эта космонавтика не блажь, а насущная необходимость. Так, из сытости куда-то хотят слетать разок, стариков уважить. А по сути - пораженчество, а котором будто на самоубеждение авторы тратят больше сил, чем на убеждение зрителя.
Некоторые технические моменты сделаны похоже на правду - что-то вероятно снято во всамделишных предбанниках НАСА, но вот все взаимоотношения между персонажами натужны и столь невыносимо унылы (особенно линия с дурной дочкой героя Пенна) , что полсериала смотрел на перемотке.
Нет, ребята, с таким подходом на Марс не полетите.

Настоящий детектив, сезон 3/True Detective
Пара офицеров полиции расследуют дело об убийстве и исчезновении детей в провинциальном Арканзасе. 25 лет расследуют.
Велосипед изобретать не стали, мрачняк попытались нагнать точно таким же манером, как и в знаменитом первом сезоне, но где-то к третьей серии сюжет начал здорово буксовать, причём тремя тракторами сразу. Ведь сериал одновременно развивается в трёх временных отрезках, в 80-м, в 90-м, и в "наши дни". Я-то, памятуя метафизические заходы первого сезона, думал, в этом какой-то тонкий замысел, а не только иллюстрация скорбного течения времени и неразрывности связи поколений.
Но нет, вскоре начинаешь всецело осознавать, что впрягаешься не столько в детектив, сколько в семейную драму. Одновременно, внимая далеко не изысканной линии расследования, убеждаешься, что герои просто отчаянно "тупят". А они и сами это поняли. Спустя четверть века.
Неожиданно интересная игра Стивена Дорффа, которого все помнят только в молодости, и вообще, мало кто помнит в "спокойных" ролях.
Мархашалла Али оскароносный - не слишком мне был симпатичен его персонаж, из-за какой-то подтекстовой нутряной обиженности. А супруга евонная так вообще раздражала. Особа неприятная, мутная, душная, перманентно капающая мужу на мозг, что, естественно, сказывалось на результатах работы.
Поставлено, конечно, профессионально - особенно грим удался, для показа поэтапно стареющих напарников. Но как же медленно и грузно. При том что в целом, угадываемо. Больше всего понравился самый-самый последний кадр, вот он классный. Очень точный и по настроению, и по сути.

Платформа 45/Rig 45
Очередной дождливый скандинавский триллер. На нефтедобывающей платформе происходит подозрительный несчастный случай. Женщине-следователю предстоит разобраться в мотивациях семерых хмурых вахтовиков. Ну а тут как раз шторм нагрянул, вовремя. Главный твист происходит в середине сериала - и герметичный детектив про семь нордических негритят оборачивается жестким коридорным сурвайвлом, где каждый за себя, а пистолет один на всех.
Нормально. Не ново, далеко не вершина жанра, но сойдёт на раз. И хорошо, что только 6 серий (не грех было и на 4-х сторговаться), не стали затягивать сверх меры. Скандинавы молодцы, могут без претензий держать уровень и не напрягаться.

Германия, 83/Deutschland 83
Шпионские приключения с элементами семейной драмы.
"Штази" внедряет младого пылкого офицера в стан НАТО накануне известного нам всем кризиса с ракетами "Першинг-2".
Авторы любовно иронизируют над контрастом ГДР/ФРГ, прокатываются по знаковым ностальгичным деталям быта 83-го года, при этом в политику углубляются нарочито поверхностно, более всего нацеливаясь на утверждение ценности семьи, в том числе разумея под семьёй и единство разобщенного тогда германского народа.
Сериал увлекательный и беззлобный, смотрится легко. Олдфажность всякая умильная тому способствует, вроде пропихивания пятидюймовой дискеты в восьмидюймовый дисковод "Роботрона".. Приключения, правда, не слишком правдоподобные - если отвлечься от социалки и антуража Холодной войны, местами внезапно напоминало не «джеймсбондов», а какую-то адаптированную приключенческую прозу для юношества, типа "Сорвиголовы" или "Приключений Томека". Ожидал куда пущей мрачности, учитывая тематику.
Для любителей подхода "все люди братья", а не противостояний до зубного скрежета.
Хотя как вспомню, что наша школьная пропаганда по инерции теребила эти "Першинги" аж до года 89-го, когда их там уже, считай, и не было - спина потом покрывается. С другой стороны, по прошествии времени, даже тогдашнее антивоенное наследие истеричных "грязных хиппи" вспоминаешь с теплотой, ибо тема борьбы за мир во всём мире, как буквальной, самоценной идеи - но она была, существовала. По крайней мере, присутствовало такое ощущение. А сейчас наоборот, будто оное исчезло совсем, растворилось в туманах, даже если о том и говорят на каждом углу. Безудержно актуализируется что угодно - справедливость-законность, прибыли-перспективы, права-свободы, компромиссы-целесообразности, но не ценность мира - это только в скобочках, припиской или через запятую. Вроде как и важный пункт, но одновременно и "ну не смешите, право".

Германия, 86/Deutschland 86
Продолжение сериала "Германия 83". Понравилось меньше, по двум причинам. Во-первых, сюжет крутится не вокруг приснопамятных "Першингов", навсегда продырявивших чёрные дыры ужаса в душах советских октябрят, а вокруг помощи социалистическому интернационалу в странах Африки. Тема эта у нас не так сильно муссировалась (во всяком случае, в моей школе), и требовалось не без помощи Википедии вспоминать, кто там в Мозамбике против кого воюет. Живой отклик уже не тот, увы, да простят меня африканские товарищи.
Во-вторых, в карикатурном живописании персонажей создатели чуть-чуть перегнули палку, и парад взывающих к доброй ностальгии образов стал слегка ассоциироваться с российскими новогодними проектами вроде "Старых песен о главном".  Хотя казалось бы - Чернобыль, апартеид, теракты - фон драматичней некуда. Большой плюс один - яркие и красивые женские персонажи, совершенно иные по типажам, нежели в большинстве американской продукции, и очень классно сыгранные.
В целом, необязательно, но смотрится тоже нормально.

Проект "Синяя книга"/Project Blue Book
Как бы по мотивам реальных событий.
Начало 50-х. Бойкого астронома привлекают для систематизации случаев наблюдения НЛО, и формального разоблачения их для успокоения общественности. В напарники ему выделяют молодого карьериста из ВВС.
У астронома есть жена - идеальная домохозяйка с ретро-рекламы, ну а пока муж в полях, к ней двусмысленными намерениями подкатывает ударная советская шпионка Natasha (не знаю как там её по-настоящему величать, впереди ещё один сезон).
Атмосфера массового помешательства хорошо передана, чуть комиксовато, но густо и иронично - упертый боевитый генералитет, не остывший ещё со второй мировой, а война вот-вот пять, русские шпионы за каждым кустом, авиа/ракетомания, базы-базы-спецпроекты и прочий ламповый параноидальный колорит.
А вот собственно интрига с НЛО - не, совсем в лоб под три аккорда. Качественно тень на плетень авторы навести не сумели, будто то ли торопились куда-то, то ли чувственно-чудоискательская сторона не интересовала их вовсе.
Не X-Files, на объемное перелопачивание мифов и легенд 20-го века не претендует, но как школьный тезисный докладик вполне сойдёт.
В целом, смотреть можно. А кому греют душу словосочетания "Флэтвудский монстр", «Лаббокские огни» и "Вашингтонская карусель", тем даже нужно.

Игра престолов, 8-й сезон/Game of Thrones
Что ж, любимые персонажи остались те же - Серсея, Мелисандра, Король Ночи.
Сериал уже везде распотрошили по молекулам, и с основной претензией сложно не согласиться - да, шоураннеры не сумели креативно одухотвориться мутными сюжетными петляниями первоисточника, и предсказуемо выродили их в зрелищную голливудскую оперетку, с дырами в логике и драматургии, зато с щедрым фасервисом. Ну не шекспиры, ну как умеем, ну хоть куда-то свели. По-моему, всё уже было очевидно два сезона назад, я морально был более чем готов. Насчет тиранической Дени вообще непонятно откуда такие стенания - у этого персонажа с самого начала был ограниченный коридор развития, и всё к тому шло тоже с первых сезонов. Разве что подвели попсововенько, но то как и всё остальное.
Занятнее другое. Из логики сценаристов, новый король - наивная утопия об идеальном правителе, аллюзия на нью-эйдж идейку о премудром ИИ, древесном интернетце, популизм и эскапизм как удобная форма утряски сюжета. И вот наступят новые времена, паровоз помчит вперёд. Славим демократию, покорителей севера и эпоху великих географических открытий.
Во внутренней логике самой сказки, есть все подозрения, что новый король — древняя, магическая Непонять в обличьи человека, хитростью пробравшаяся на президентский пост. Которая всё про всех ведает, у кого на кого зуб и кто кому тайный родственник. Вскоре удалые феодалы опять начнут упоенно друг друга резать, а потом придут Дети Леса, добьют оставшихся, и засеют всё своими дубами-колдунами. Ну, как версия. Получается, сценаристы отторгают логику истории, но верны логике идеологического общего места. Не думаю, что тут какой-то зловещий умысел, но показательно.
А вообще, я так и не понял как этот мир функционирует, всё равно всё ненастоящее какое-то, лоскутное, вне культурного слоя. Не верю.
Однако, считаю сериал полезным, и не жалею что его целиком отсмотрел.
Это отличный дидактический материал для начинающих сценаристов - наглядный, чёткий, удобный для анализа и дискуссий. Недаром в сетевых форумах так много блочных разборов по сценам. И прежде всего, позволяющий судить о ходе мысли авторов адаптации. Т.е. как именно сценаристы пришли к мысли что нужно делать с тем или иным героем в следующей серии, как рассуждали. Исходя из первоисточника, из рейтингов, из вывертов политкорректности, из воплей фанбазы, из оптимизации сроков и бюджета, и т. д. И вот это "почему сделали так, а не иначе" много говорит о механизмах создания современных сценариев, базирующихся на объёмном , но "разъезжающимся в стороны" материале.

Tags: Кино
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments