xraptor (xraptor) wrote,
xraptor
xraptor

Categories:

Околопраздничное кино, часть 1-я

Следуя доброй традиции, написал о фильмах, просмотренных за новогодние каникулы и около них.

Попутчик/The Hitch-Hiker (США, 1953)
Дорожный триллер про двух горе-рыбаков, оказавшихся в заложниках у матерого бандюгана.
История пугает не столько неизведанными поворотами сюжета или нагнетанием саспенса, столько тем, что там два взрослых, здоровых мужика никак не способны повлиять на свою участь, а прыть мексиканской полиции выглядит чуть ли не как издевка. Несмотря на то, что бандюган - отнюдь не инфернальный монстр, а просто жестокий рецидивист, не сильно умный, но цепкий, и жизнью наученный не делать ошибок в мелочах; иначе бы и не дожил бы до своих лет. При этом режиссер лишена желания романтизировать или сексуализировать персонажей и даже не испытывает к ним симпатии. Если попутчик - просто односложный упырь, то рыбаки - обычные "лупни"-обыватели, с виду крепкие, но к героизму не склонные совсем - поехали порыбачить, по дороге решили заехать в Мексику за развратом, и вот, влипли. Думаю, первое время и досада их грызла из-за того что женам придется объяснять как они в Мексике оказались. А тем временем окно возможностей всё сужалось и сужалось с каждым километром дороги, и вот они безвольные бараны, угрюмо бредущие перед револьвером.
Кино очень простое и короткое, но лаконичное. Как минимум, учит быть на чеку и славит доблестную мексиканскую полицию. Ещё, режиссер (ка) Айда Лупино, говорят, почитаема феминистками, и мораль о том, что нечего женатым мужикам в Мексику гулять тоже можно отметить, но оно подано тихо, без надрыва, и гендерно вполне могло исходить и от режиссера (ра).

The Deadly Bees/Смертельные пчелы (Великобритания, 1966)
Поп-певица Вики перетрудилась и падает в обморок прямо в студии звукозаписи, и продюсер отправляет её в деревню, подлечиться.
А там два английских джентльмена со скверным характером конкурируют в пчеловодстве. Грянули покусы! ...Или пожалы, как правильно?
Любопытная, но не слишком сообразительная Вики пытается разобраться в происходящем, ну а джентльмены наперебой вешают ей лапшу на уши.
Односложный.. зоохоррор - сильно сказано, скорее зоодетектив в деревенских пейзажах от студии "Амикус" не предлагает никаких сногсшибательных твистов в деле идентификации злонамеренного пчелиного пастыря, но благодаря приятной глазу картинке и короткому хронометражу смотрится легко и непринужденно.
А вот нападения пчел неожиданно эффектны, хотя сделаны простой комбинированной съемкой с наложением кадров свирепого роения, предвосхищающего модные психоделические киноэкспириенсы.
Ну и мотив, часто встречающийся в британском кино того времени: как Англия старорежимная, консервативная, местами, кажется, до сих пор скучающая по королеве Виктории, проветривается духом новых времен и увивается свежей лозой, постепенно проникаясь всяким рок-н-ролльно-биг-бит-гаражным шоубизом, пока ещё умудряясь с ним не конфликтовать. Помню, как пронзительно это выражено в "Банни Лейк исчезает"/"Bunny Lake Is Missing" Отто Премингера, где в тёмные пост-диккенсовские углы лезут "The Zombies", источая надежду на светлое завершение той истории.
Тут тоже, в начале настоящие "The Birds", а также хит "Stop The Music" изначально спетый Диком Джорданом в 1963, который потом кто только не перепел. В "Пчёлах" Элки Брукс, например.

Дикие бродяги/Wild Rovers (США, 1971)
Классический вестерн в высоком стиле, академически-панорамный и неторопливый.
Монтана, 19 век: прерии в горизонт, тучные стада. Два ковбоя, молодой и старый, решают ограбить банк и ускакать радоваться жизни в Мексику. Но, как и ожидалось, жизнь внесла коррективы.
Особых причин им грабить банк не было, оба ухоженные, имеют стойкий заработок на перегонке бычков, крышу над головой, и даже время и деньги на развлечения. Просто внезапно захотелось большего. Хотя оба на протяжении всего двухчасового фильма позиционируются как добрые душой, сентиментально-положительные персонажи, которым следует сопереживать в первую очередь.
На самом деле, нравоучительная история про двух дураков.
Ковбой старый - "бес в ребро", "жил - ума не нажил" - есть такие люди, согласен. Ковбой молодой - юноша горячий, хотетель приключений и развлечений - персонаж не по месту/времени действия инфантильный и избалованный.
Естественно, ничем хорошем их предприятие закончится не может. Я ещё сильнее удивился, когда упомянули, что дело завертелось именно в Монтане, оттуда же до Мексики скакать и скакать.
Ну очень морализаторский фильм. Хорошо ещё, что без религиозных экстазов, Библией пополам с Конституцией США не потрясают. Но иногда прям вспоминаешь уроки литературы в школе, какие-нибудь прения по творчеству Максима Горького. Например, сцена, где захваченному банкиру оставляют деньги чтоб молчал и не обижался, а он душой так страдает что не отказался, а жена евонная наоборот прибыль внезапную одобряет, а матушка её стоит в дверном проёме и сердцем скрежет, мол, вон какая дочка-то корыстная, а зять-то какой слабохарактерный - кадр так и просится в картину Маковского, или Корзухина.
Объективно хорошее кино, ровное - и просторы, и лошадки, и гуманистический посыл, и здравое наблюдение что не из всякого хорошего человека получается хороший грабитель банков.. Но вот это размеренное архаичное морализаторство на примере людей столь объективно творящих глупость за глупостью - на любителя и/или под особое настроение.

Свидетель/Eyewitness (Великобритания, 1970)
Вечно солнечная, желтокаменистая-зеленобалконная Мальта, лет пять назад кое-как отошедшая от английского владычества.
Гиперактивный мальчик Зигги живет на маяке вместе с сестрой Пиппой, дедушкой - смотрителем маяка, и гувернанткой. Бегает, носится по Валетте, смотрит во все дырочки, взбегает на все башенки, сестру не слушается. И вот становится свидетелем убийства неких политических шишек, во время парада. Убивцы в форме полицейских тоже его замечают и давай преследовать, ну а пареньку поначалу никто не верит, ну и пошло-поехало..
Очень простой сюжет, но что цепляет - почти все персонажи тут выглядят чуть подозрительней, чем им предначертано.
Внезапно нарисовавшийся хипстоватый пикапер Майк, который слишком уж быстро среагировал, увидев Пиппу с Зигги в толпе (первая мысль-то что Зигги её сын, учитывая разницу в возрасте).
Дедушка - непреклонный имперский солдат с отставке, умело оного ухажера троллящий.
Гувернантка, выглядящая, будто у неё в чулане пара призраков и собака Баскервилей.
Сьюзан Джордж (Пиппа) - как всегда, с одной стороны задорная «next door girl», чуть голову повернёт, и уже тётя с нелёгкой судьбой и тоскливым взором.
Полицейские с такими напряженными физиономиями, словно в том или ином заговоре участвует каждый из них.
Да и сам мальчик, к рефлексиям не склонный (а повод был).
Ни что из этого по сюжету не срабатывает, но некоторую амбивалентность происходящему придает.
Динамичный триллер с интересными персонажами и духом дачных приключений в постколониальном антураже, меня развлекло.

Банда заложников/Le gang des otages (Франция, 1972)
Отсидевший в психушке ветеран войны в Алжире Жильбер попадает в тюрьму (похоже, не первый раз), где знакомится с рецидивистом Сержем. Освободившись, друзья опять мутят разбой.
Пол-фильма думаешь, а за кого тут переживать: герои ведут криминальный образ жизни не столько из корысти или нужды, сколько согласно сформированным закадровыми психотравмами прошлого поведенческим паттернам, из по-французски претендующей на элегантность социопатии - по-другому не умеют. Мелькающие по ходу сюжета их родственники, друзья, любовницы, такой образ жизни не особо осуждают, а то и одобряют, "не мы такая, жизнь такая" (с). По сути - слабомотивированная воровская романтика, пронизанная общим народным недоверием к силовым структурам, и образом, как раньше писали, "лишнего человека" - не вписавшегося ни в скучный мелкобуржуазный огород, ни в ряды свободолюбивых низвергателей основ, залезшего в кубышку городского социума с чёрного хода, но по мнению авторов, сумевшего его собою украсить.
Поэтому хоть и действие развивается динамично, первую половину я смотрел с безразличным недоумением - ведь надрывной трагедией авторы не стремятся грузить, и сюжет скорее авантюрен, чем драматичен.
Но дальше симпатия пошла в гору под углом 45 градусов, и не только потому, что проникаешься непутёвыми героям. Не грузящая, житейская атмосфера повествования вовлекает и обволакивает. Криминально-бытовая чересполосица, логистика убеганий от полиции, суета с разборками и метаниями по ночному Парижу - нарративный пейзаж становится столь плотным и образующим, что возвышает историю почти до состояния тихого  шедевра урбанистики - нежный портрет живого города, который уже точно таким никогда не будет.
Режиссер молодец, ухватил ноты меланхолии сквозь суету, и превратил нехитрую крайм-стори в нечто тёплое и оставляющее неожиданно приятные воспоминания.

Насилие в движении/Moving Violence (США, 1976)
"Насилие в движении" звучит криво, "Нарушение ПДД" и то адекватнее перевод.
Бродяга из Детройта Эдди болтается по степным штатам, походу знакомится с продавщицей мороженного Кэм. Но роман их нарушает бесноватый шериф Лерой, который в приступе маразма убивает напарника, чему парочка оказывается свидетелями. И начинаются лихие погони по техасчине, ради которых, собственно, кино и снято. Разнообразные, наверняка очень чтимые нынешними автофанатами драндулеты, а также мотоциклы, полицейские машины зелененькие, полицейские машины синенькие и реднековские грузовички — озорно таранят друг друга и предметы хилой дорожной инфраструктуры на протяжении почти всего фильма.
Однако, финал несколько обескураживает, по нынешним временам. Обычно такие истории кончаются либо торжеством справедливости, либо наоборот, драматичным расстрелом главного героя из всех реакционных стволов; на худой конец многотонным паровозом наказания судьбы на пути "доджа-чарджера".
Тут же, после всех веселых догоняшек под банджо, авторы вдруг вспомнили, что историю надо как-то разумно завершать и начали вихлять от судебного процедурала до социальной драмы. Ничего толком не успели, зато концовку забабахали, можно сказать, подстатейную.
Шустрый дорожный боевичок из эпохи заката автомобильной романтики, непричесанный, но тем и обаятельный.


Продолжение завтра.
Tags: Кино
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments