xraptor (xraptor) wrote,
xraptor
xraptor

Categories:

Околопраздничное кино, часть 2-я

Продолжаю вчерашний пост.

Колдун/Sorcerer (США, 1977)
«Плата за страх» - сюжет все уж точно знают. Мужественное про волю, судьбу и нитроглицерин.
Редкий пример истории, с которой я знакомился в последовательном порядке - сначала роман Арно, потом фильм Клузо с Монтаном, потом этот вот мясистый нью-эйдж римейк от Уильяма Фридкина. И первый раз, ещё в вэхаэсные времена, недоумевал, зачем этот перебор с экспозицией, зачем эта разжеванность предысторий героев и перетасованный финал.
Сейчас смотрится много круче. Во-первых, энергичным напором Фридкин сумел раскрутить время на несколько лет вперёд, снято так, что кажется не 77-й год на дворе, а где-то 81-82-й, когда игры с разными эффектными эклектичными подпорками уже стали нормой постановки. Кроме того, наблюдаешь предчувствие сдвига политэкономических реалий, примерно как если бы нарезку клипа Eighties» группы Killing Joke увидел за лет пять до.
Во-вторых, густая тщательность художественного мазка и потная брутальная духовитость внушают во всех красках и миазмах - а много ли вообще такого снято. Вот уж где жалеешь, что первый раз увидел не в кино, а на убогой "первой копии"; и радуешься за блю-рей, "матрёшку", и прочие достижения цивилизации.
Так что сейчас смотрится как нечто почти великое, и "новая классика" по праву.

Наследие/The Legacy (Великобритания, США, 1978)
Молодые супруги из Лос-Анжелеса (Кэтрин Росс и Сэм Эллиот, так они и познакомились, и до сих пор супруги), последовательно ведутся на поводу у стечения обстоятельств, едут в Англию, где оказываются в некоем загородном поместье.
А поместье то заколдованное - съехать оттуда нельзя, все тропинки мистическим образом возвращают обратно. Туда же прибывает комплект отъявленных миллиардеров-магнатов-капиталистов каноничных типажей, которые вскоре начнут умирать изощренными мистическими смертями. Ну а там окажется и героиня Росс там неспроста - магия, заговор элит, сотонизьм!
Помимо сонмов готических хорроров, в голове всплывает всякое: от "Мальпертуи" (1971) и "Они меняют облик" (1971) до "Алиса, или Последний побег" (1977) - кажется, идея внешне пристойных, но магических, "закольцованных" локаций, из которых так просто не выберешься как-то особенно была популярна в 70-х, и обычно они, помимо беспокойства, несли некий мотив ирреальной романтической дрёмы, будь там потусторонний мир, вампирская обитель или и впрямь сон.
Здесь же режиссура по-американски технична, а сюжет даёт надежду на рациональность, которая, впрочем, мистику не перешибает, а просто диктует героям: "не можешь остановить явление, возглавь!". Что супруги и делают, мечом и магией попирая элитаризм английский элитаризмом американским, видимо теперь весь махровый оккультизм избавится от европейских анахронизмов и пойдёт в ногу со временем.
Пожал плечами в итоге. Не то чтобы не понравилось, сделано вполне качественно, но это такое "кино своей эпохи", сильно завязанное на рефлексии тогдашнего миддл-класса. И триллером-детективом вне мистических разборок, по мне, оно бы лучше смотрелось.

Фатальная ошибка/Grijpstra & De Gier (Нидерланды, 1979)
Голландская полицейская комедия с молодым Рутгером Хауэром. Ну как комедия, легкое бадди-муви про напарников-детективов, надзирающих за криминогенной обстановкой в Амстердаме.
Ничего так, мило, но история настолько ни к чему не обязывающая, что похожа на пилот какого-то сериала, который "не взлетел". В общем-то так оно и было, вероятно — фильм снят по серии популярных тогда книжек, а на сериал дали отмашку только в 2004-м, и вышло аж 5 сезонов (сам не читал, не видел, цитирую IMDB).
Из наблюдений, в глаза бросается только чисто голландская черта, видимо и впрямь укоренившаяся у них ещё с времён Брейгелей с Босхами, когда все окна настежь, весь ворох бытия на одну поляну: вот бытовуха с поножовщиной, мертвые проститутки и подростки на героине, а через минуту юморок чуть ли не в духе Чича и Чонга.
Больше всего запомнился графический приём с губками полицейской радиовещательницы на фоне панорам Амстердама - классно сделано, иронично, и к месту.

Лунная соната/Kuutamosonaatti (Финляндия, 1988)
Финский триллер про очередной "поворот не туда", якобы культовый в узких кругах.
Нетипично робкую, однако умудрившуюся где-то оскандалиться фотомодель отправляют в глухую деревню, переждать хайп под ёлочкой.
А там, помимо заснеженных природных красот, безделья и неподдающейся топору банки с тушенкой озабоченный реднек на тракторе и его огромный умалишенный брат, постоянно сбегающий из погреба выть на Луну.
У фотомодели, к счастью, есть собачка корги, а скоро подъезжает и младший братец - пионер-электротехник, так что не всё так плохо, а конфликт города и деревни будет проистекать с переменным успехом и такими набегами: то вы к нам, то мы к вам.
Не скажу, что происходящее какая-то безудержная пародия, скорее ироничная рефлексия над национальным бессознательным в расхожем жанре. Кино согревающее, как ни странно, не злое.
Есть у финнов какая-то потребность стёбно ностальгировать и мечтательно примерять на себя романтизированные американские образы. Прикинуться, так сказать, волком и повыть Луну, подобно тому йетиподобному братишке скабрезного тракториста. Недаром у них так популярна музыка золотых 60-х, хотя казалось бы, где Штаты, и где Финляндия. Каурисмяки через несколько лет эту тему продолжит и разовьет в художественно самобытном ключе, а пока вот камерный "поворот не туда" по-фински. Абсурд и меланхолия.

Метаморфозы: чужеродный фактор/Metamorphosis: The Alien Factor (США, 1990)
Эталонный бэшный сай-фай-хоррор конца 80-х. Не путать с "Aliеn Factor" Дона Долера 1979 года - тот куда аутентичнее!
В неком НИИ проводят эксперименты над инопланетными биоматериалами, потчуя ими милых зверушек и получая уродливых мутантов. Но вот один лягухомордый мутант кусает ретивого аспиранта, и тот превращается в ненасытное чудо-юдо, плюющееся автономными зубастыми котлетами. Подруга аспиранта воссоединится с дочками пожеванного ЧОПовца и будет бегать по коридорам НИИшки, заманивая изрядно трансформировавшегося коллегу под промышленный аннигилятор. К трем быстроходным блондинкам ненадолго присовокупятся парочка сатрапов американской военщины и до мультяшности карикатурный босс богомерзкой поликлиники.
Пересказывать подобные сюжеты, наверное, такое же преступление против вкуса и здравого смысла, как и они сами. Однако некоторый плюс есть - монстры сделаны качественно, и они не антропоморфные, как в большинстве подобных фильмов. Аниматроника, грим, кукольная анимация - работа художников по спецэффектам на голову лучше всего остального, а в докомпьютерные времена это что-то да значило. И ценители "Метаморфоз", судя по всему, есть - недаром в инетах полно гифок из этого произведения, которые и вдохновили меня на просмотр.


Продолжение следует..
Tags: Кино
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments