xraptor (xraptor) wrote,
xraptor
xraptor

Category:

Тёмная сторона Солнца/Наёмники/The Mercenaries/Dark of the Sun (Великобритания, США, 1968)

Брутальное военно-приключенческое кино с путешествием на паровозе через охваченное гражданской войной Конго.
Без малого, легендарный фильм, но добрался только сейчас. Сперва ходили слухи как его прокляли советские СМИ (сам не читал, может вообще наведенные воспоминания, но звучит правдоподобно). Затем он появился на видеокассетах в столь ужасном качестве, что кажется, паровоз оттуда материализовался и накачивал инфернальной сажей все 33 кв.м. советского кинолюбителя. Наверняка, шёл в паре с какими-нибудь «Дикими гусями», 1978. Затем его где-то воспел Тарантино, затем похвалил небезызвестный писатель Лимонов.. И вот, появилась качественная копия.

В Конго гражданская война. Пара наёмников прибывают в страну с заданием вывезти алмазы с оказавшейся в зоне боевых действий шахты, а также по возможности вывезти персонал бельгийской горной компании.
Вот эти парни - Карри и Руффо.
59 61
Наемники похожи на настоящих, в отличие от многих современных фильмов - не спортзальные зайки, и даже не бородатые татуированные бандюганы "ребел-стайл", а такие вот коренастые проспиртованные мужики.
Карри немного по-ковбойски рисуется, как тогда в американцев было принято. 68-год, Джон Уэйн для взрослого поколения ещё вполне актуален.
8 64
И бухает знатно. Впрочем, в Африке оно так было принято, для борьбы с местной заразой.

Парням выдают состав, спешно переоборудованный в подобие бронепоезда, и взвод сопровождения, которым командует ещё один наёмник, капитан Хенлейн - белокурый фашиствующий злыдень, судя по символике, особо и не стесняющийся своих пристрастий. Тут я не совсем понял — он и правда из настоящих, немецких наци, каким-то образом избежавший (в 45-м, допустим, ему лет 20 было), или же из каких-нибудь почитающий нацистов "ролевиков", что тоже вполне вероятно.
С ним герои и будут конфликтовать, но только в свободное от выполнения основного задания время.
34 38

Итак, покатились!
Настоящий паровоз, пыхающий и смердящий, литры пота и копоти. Поставлено атмосферно, мастеровито. Жарища, дым, гарь, сажа. Верю. Снимали, правда, не в Африке, а на Ямайке. Но особенности климатического пояса переданы верно.
24 11

Оборона состава от налета вражеской авиации. Тип атакующего самолета не разглядел, что-то старое с пропеллером.
17 16

По дороге непременно возникает "белая женщина в опасности", но в сюжете большой роли не играет, больше для контраста и развития конфликта между Карри и Хенлейном.
Ещё в фильме "Чёрная дыра" заприметил, что Иветт Мимье похожа на Нину Гребешкову. В молодости, правда, не так сильно, плюс прическа и походная растрепанность..
39 112

Фильм отнюдь не кровав, но жесток. Хватает расправ над гражданскими, вплоть до расстрела детей.
Перестрелки поставлены в традиционной для того времени манере, сейчас "огневой контакт" уже везде иначе изображают.
102 33

А конфликт с Хенлейном дойдёт до мордобоя с применением бензопилы. Мордобой воодушевленный, яростный, без дешевой идиотичной акробатики.
Слева, впотьмах - эффективная нейтрализация усиленного бензопилой фашиста с помощью метания поленьев.
89 50

Характерные для 60-х съемки перед экраном тоже есть, хромакея-то не было. И правильно, не пейте за рулем.
107 123
Кстати, вот этот рулевой в шляпе - очень симпатичный актер и персонаж. Душа полка, патриот своей родины, привносит открытый, искренний позитив.
Про головные уборы надо сказать специально. Карри дьявольски идёт берет, Руффо чертовски идёт шляпа, их антагонисту бешено идёт кепка.
Однозначный триумф головного убора как неотъемлемой части образа.


Насчет политического момента. Конечно, советским газетам вполне было из-за чего изойти на фосген с диметилгидразином, помимо того, что сама идея наёмничества не приветствовалась.
Во-первых, уничтожающие всё вокруг повстанцы Симба показаны полной отморозью и бесноватыми дикарям (говорят, небезосновательно) - а они вроде как просоциалистические лулумбисты, тогдашним СССР одобряемые.
Во-вторых, против антиимпериалистических повстанцев герои действуют заодно с откровенным фашистом. Потом, правда, всё становится на свои места, да и оправдано это простой тактической целесообразностью, тем не менее.

98 97
Однако, фильм не показался идеологизированным в контексте блокового противостояния. Авторы щедро отгружают знакомый обывателю ассортимент "образа врага" — от обезумевших дикарей, и одиозных нацистов до обозначения картины "сложных международных отношений" как мутного, злобного, слабо усвояемого хаотичного винегрета. Т.е. до "комми" как таковых даже не добрались.

История закончилась далеко не радужно, хотя котомку с алмазами отбили и часть гражданских вывезли. Но финальный посыл авторы формулируют чётко и пребывая в твердой убежденности.
Как я говорил, зло тут отгружают пачками, традиционно воспеваемая американцами модель поведения - циничная меркантильность плюс личная отвага как форма самопозиционирования в круговерти "тиранов и злодеев", мол, "мы хотя бы за деньги". И вот, главный герой, выйдя из истории, в общем-то, победителем, постулирует добровольную ответственность перед законом как форму не столько личного, психологически обусловленного, сколько идейно-цивилизационного выбора.
Довольно редкая, если не сказать маргинальная сейчас позиция, когда не винят социалистов, капиталистов, сексистов, империалистов, сложную экономическую ситуацию, судьбу-злодейку, кого угодно, а осознанно назначают ответственным себя лично, причем в ситуации, когда делать это нелогично, нерационально и не хочется.
83 30

Эффектное военно-приключенческое кино, разгоняющееся от самоуверенной превозмогательской героики к убежденному высказыванию.
Снято, повторюсь, хорошо. Режиссура твердая. Ощущение, что вклинили бы побольше гуманистического пафоса и мелодрамы, разбавили схематичность характеров пусть даже таким "читерским" способом, с какими-нибудь спасаемыми монашками и слезными взглядами в даль, и кино стало бы классикой 60-х, переиздаваемой на всех носителях и включаемой в респектабельные топы, а так вот только "культовое категории Б". Не выпендривайся Тарантино где-то там в интервью, никто бы и не вспомнил.

Фанатам жанра смотреть обязательно, очарованным петляниями "бремени белого человека" в масскультуре тоже желательно, остальным, видимо, по мере интереса к теме — про войну в Африке не так уж много фильмов.

И в тему, нетленная баллада Уоррена Зевона про наёмников в Конго.



Tags: Кино
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments