xraptor (xraptor) wrote,
xraptor
xraptor

Categories:

Цвет из иных миров/Color Out of Space (США, Малайзия, Португалия, 2019)

Очередная экранизация известного рассказа Г.Ф.Лавкрафта.

Первый вопрос к товарищам кинематографистам: а почему непонятный-непредставимый-чужеродный цвет - обязательно кислотная маджента? Так было в немецкой экранизации 2010 года, и вот опять.
Если подумать, самый честный «цвет» из иных миров — ч/б. Ведь мы же не знаем точно, что это за цвет, вот пусть каждый и додумает сам, вдохновляясь эпитетами Лавкрафта и собственными фантазиями, а сам фильм сделать цветным, в котором черно-белое изображение будет проступать диссонирующими пятнами под авангардный джаз. Но почему-то никто не додумался до такого приёма, максимум - наоборот.

Да не введут в заблуждение "инди"-атмосфера и экспрессивный Николас Кейдж, от которого после "Мэнди" ждёшь всякого.
 Аккуратный традиционный хоррор средней руки об американской семье в беде, со всеми до боли знакомыми штампами жанра, такими как:
- вводимые в ступор дети
- обеспокоенные животные
- сумасшедший пенсионер с пророческой белибердой
- фонариком по чаще туда-сюда
- дым машиной пых-пых
- незаводящиеся автомобили
- гнусный треск в рациях/телефонах
- произвольное включение электрооборудования
- инцидент в душевой кабине
- гипнотические помехи по телевизору
- нанесение увечий при готовке салата
- посторонние взвеси в системе водоснабжения
- медленное хождение по с/х постройкам
- дорожный скример
- склизкая бодимодификация (неплохо, но и не "Нечто")
- внезапный хвать сверху
- эффективность дробовика
и т.д..

Тем не менее, сильно огорчен не был.
Основное наблюдение: новая экранизация всем своим туловищем иллюстрирует "наследственность плюс изменчивость", эволюционную теорию применительно к "деревенским" историям о "непонятной фигне" из космоса. «Каракатица проплыла ещё метр и довольна».

Вот, например, новый образ нейтрально-положительной американской cемьи:
Супруг: чудаковатый, непонятно чем заработавший на образцовую усадебку постхипстер, эскапирующийся в сельское благолепие; безобидный, но опасно заигрывающий с ранним старческим маразмом.
Супруга: тяжело оправляющаяся от болезни женщина, обустроенная финансово и социально, но не удовлетворенная в амбициях. Символизирует тихий компромисс между феминизмом и домостроем через смертельную усталость.
Младший отпрыск: аутичный птенец в черной коробочке, никого не трогает, но с какой стороны заходить - непонятно.
Средний отпрыск: безобидный бесполезный раздолбай из поколения безобидных бесполезных раздолбаев.
Старший отпрыск: Абстрактный сверхэмоциональный аутсайдер старшего переходного возраста. Именно абстрактный, толком непонятно кто таков - гот? эмо? панк? Авторы будто взяли нечто собирательное из их собственной молодости, в дальнейшем предлагается подставить по вкусу.
На публику семья политически нейтральна, но надо полагать, склоняется к демократам и независимым кандидатам.

Относиться можно как угодно, но образ вполне себе сбитый, законченный, сбалансированный, мягко указывающий пределы вариативности; и тянет на пример нового базового стандарта.

Или подход к визуалу, он тоже показателен. Ещё одна ассоциация — недавняя "Аннигиляция", 2017. Пришелец всеми своими цветочками сразу напоминает раннюю стадию "Мерцания", не успевшую как следует разрастись.
В 80-е, 90-е был обильный грим и душевные зомби с демонами, в 2000-е - достижения в CGI, потом доступная «цифра» и уход части авторов в артхаус, а сейчас такая прицельная, специализированная «артовость», когда попса точечно интоксицируется достижениями всех эпох хорроростроения, с разной степенью органичности. Дело ещё в том, что культ т.н. "лавкрафтианских ужасов" как чего-то совсем обособленного, важного и окормленного чаяниями культистов фанатов на экраны перекочевал сравнительно недавно, уже в интернетные времена. До этого Лавкрафт воспринимался кинопроизводителями без пиетета, и перемалывался просто как один из поставщиков сюжетов. И здесь, в противовес минималистично-артхаузноному "Цвету"/"Die Farbe" 2010, мы наблюдаем именно такой, попсовый путь, идейное продолжение «Умри, монстр, умри!»/«Die, Monster, Die!»,1965, и «Проклятие»/«The Curse», 1987.

Так или иначе, фильм оставил впечатление прилежного хорошиста, посильно привинчивающего к классической прозе современный инструментарий, но в то же время маскирующего аккуратностью отсутствие уникального художественного видения. Вышло отнюдь не позорно, но на раз, не больше. Тот случай, когда уместно сказать "книжка лучше" - самые точные, цепляющие моменты, сбивающие картину в упругий шарик - открывающие титры, когда зачитывается начало рассказа, и произнесенный в той же тональности эпилог.

----------------------

Удивительным образом после «Цвета..» заходит на вид дурковатая комедия «TerrorVision»,1986. Там тоже семейка-не подарок, тоже гость из космоса, тоже дух времени, только культурные отсылки погуще и посвободнее — оно и понятно, авторы каноном не скованы, веселятся во всю. Но если новая экранизация Лавкрафта как-то сумела ввести в депрессию - «TerrorVision» успешно эту депрессию аннигилирует.

Tags: Кино, Щупальца
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments