xraptor (xraptor) wrote,
xraptor
xraptor

Categories:

Кино на карантине, часть 1-я

Коротко про некоторые фильмы, просмотренные за период весеннего заточения..

Окно во двор/Rear Window (США, 1954)
Пересмотрел самоизоляционную классику Хичкока, исполненную великого оптимизма и светлой убеждённостью, что хорошей авантюрой можно увлечь из любого положения; даже занудных принцесс и мудрых массажисток.
По-прежнему чертовски здорово, и квадратистый перфекционизм по-прежнему внушает, однако в Москве-самоизоляционной все аналогии натыкаются на прозу жизни: сколько ни смотрел на мерзко загораживающую виды из окна домину - ни одного мужика, выносящего саквояжи в три часа ночи, ни одной подозрительно вскапывающей тюльпан собачки. Только мертвецкий свет коридорных галогенных ламп и чахлые традесканции. Впрочем, и я не Джеймс Стюарт.

Окно спальни/Bedroom Window (США, 1987)
Ещё одна классика про очевидцев, рангом пожиже. Кто-то купил этот фильм для проката в СССР - и нанес удар в сердце всему советскому быту. Дело в том, что все там ну невозможно пушистые котята, а американский образ жизни показан как нечто неизбывно комфортное и уютное, несмотря на маньяков и "излишества всякие нехорошие", причем показан нежно и интеллигентно, без уклонов в китч или гротеск, как в каком-нибудь "Назад в будущее" или семейных комедиях с Джоном Кэнди. Развязка, конечно, одиозная, но на то она и пушистая классика.

Плетёный человек/The Wicker Man(Великобритания, 1973)
Правоверный христианский констебль прилетает на отдаленный шотландский островок в поисках пропавшей девушки, но замечает, что тамошние счастливые обитатели буколических деревенек самоизолировались ещё и религиозно.
Впечатления поменялись. Сейчас смотришь - ведь какой-то "Монти-Пайтон" да Дживс с Вустером, честное слово. Только прокачанный "экспло"-контентом, фольклором и музыкой, в соответствии со всеми дарами недавней сексуальной революции. Прокачанный от души, недаром кино так популярно. Ну да, там "дают Шекспира" морального беспокойства под конец, но всё же искусство джентльменского троллинга в пространстве до молекул выверенного быта первично. Кажется, не будь тема сатанистов тогда на слуху, сюжетом могло бы стать избрание мэром коня, а не будь констебль таким простофилей, порушил бы планы культистов арестом молочника, не сумевшего вовремя доставить бутылку к стенам усадьбы.
Но смотрится живо до сих пор, а уж Кристофер Ли на фоне борщевика - сила!

Ожившая ведьма/Noita palaa elamaan (Финляндия, 1952)
Финская глубинка. Археологи обнаруживают в раскопанной могиле привлекательную девицу. Живую, и активную до такой степени, что разброд и шатание вскоре накрывает всю деревню, ведь археологи - гедонистичные сладострастные дачники, карикатурные селяне не в меру суеверны, а девица, похоже, настоящая ведьма.
Очень понравилось. Мало того, что там, возможно, самая классная киноведьмочка в истории. Структура такова, что если присмотреться, морализаторская загогулина в финале амбивалентна и допускает фривольную широту трактовок, в том числе недопустимых для доброго финна в 1952 году, но вполне уместных в году 2020.
Легкое и весеннее, как говорится, "кино на все времена".

Коплан спасает свою шкуру/Coplan sauve sa peau (Франция, 1968)
Шпионские приключения в Стамбуле и окрестностях.
Первый фильм Ива Буассе, казалось бы, является типичной для 60-х легкомысленной лабудой с девушками, опереточными злодеями и беготней на фоне туристических достопримечательностей, но есть нюансы.
Это вкрапления какого-то еле-еле заметного, утонченного безумия, вставленного в тем уголки, где по закону жанра должен быть картонный штамп с прибауткой. Что облагораживает макулатуру в пару совсем незаметных штрихов - умение, видимо как-то основанное на глубокой сопричастности с европейским культурным бессознательным - сейчас что-то подобное встречается разве что у Поланского.
А причем здесь хоровод карликов? ..что за магическое сияние вместо банальной ракеты средней дальности? ..почему снятые против света развалины и набалдашник с оленем из абсолютно трешовой ритуальной охоты на людей настолько отпечатываются в памяти? Клаус Кински безумствующий, туда же, хотя это как раз не удивляет.
Набор стамбульской экзотики стандартный: промасленные борцы гуреш, танец живота, колоритная портовая инфраструктура, мост через Босфор, мечети, и т.д.. Только вот крепость Румелихисар изображает не себя, а охораняемый суровыми абреками злодейский замок "далеко в горах".
Ассоциации отнюдь не с «джеймсбондом» и «коммисаром-икс», не кинематографические, а с воображаемой кросс-культурной литературной пальпой, украшенной лёгким мистицизмом - как если бы Эмиль Боев из книжек Райнова на миг уснул в кабаке "Эдельвейс", поддавшись на провокации некоего суккуба, спешно наколдовавшего стамбульскую тульпу с душевной организацией попроще, купированной рефлексией и политическими воззрениями.
Наверное сильно законспирированным тру-оккультистам должно цениться, если таковые остались.

Рёв/Roar (США, 1981)
Знаменитый многострадальный проект про обнимашки со львами.
В африканском заповеднике орудует некий активист по разведению хищных кошачьих. Активист-энтузиаст он до такой степени, что усеял крупным кошаком всю свою хату, плотностью три-четыре льва на 10 кв.м. Впрочем, у него не только львы, а леопарды, пумы, тигры, и даже ягуары. Из Америки к активисту прибывает жена с детьми, но на полдня разминулись - и семейство оказалось в пустом доме, забитым десятками хищников.
Весь фильм придется им бегать от игривых толп львов, причем предполагается, это должно вызвать у зрителя комический эффект - такой "Полосатый рейс" и "Приключения итальянцев в России" на максималках, только львы откормленные до состояния условной толерантности к гоминидам.
Много про это фильм сказано в киноведческих статьях, как сложно снимали много лет, как львы перекусали половину съемочной группы, а Мелани Гриффит так вообще изрядно помяли и чуть не сгрызли целиком. Какое-то совершенно противоестественное обилие хищников, при этом авторы предлагают не крутить у виска, а умиляться и воодушевляться, видимо следуя какой-то хиппо-гринписовской доктрине единения с природой. И действительно, впечатляет более чем, только вот главный тигроводец положительных чувств никак не вызывает, и всё равно кажется безответственным фанатиком с извечным "а она у нас не кусается!" и большими проблемами с головой; а его родню попросту жалко, как бы они ни пытались изобразить счастье к финалу.
Гриффит, кстати, там играет второстепенную и почти бессловесную роль, по сути сама себя, т.е. дочку Типпи Хедрен.
Уникальные съемки, уникальная дрессура, и сектантская шиза в идеологии.



Продолжение следует..

Tags: Кино
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments