xraptor (xraptor) wrote,
xraptor
xraptor

Categories:

Foes/Враждебные (США, 1977)

Остров в океане. На острове маяк и ухоженный домик, где живет молодой смотритель с женой.
Но вот "работа мечты интроверта" омрачена налетом тарелки, прямо средь бела дня. Тарелка летает туда-сюда, пытается похитить, напугать лучами, огородила остров каким-то полем, глушит радиосвязь. Скверная ситуация.

Итак, перед нами герметичный.. странно применять слово "герметичный" к постановке, где дело происходит на открытых пространствах, скорее "огороженный"...огороженный триллер про выживание случайных людей под гнётом непреодолимых обстоятельств.

Пара очевидцев - Пол и Дайана. Учитывая ситуацию, на удивление спокойные и рассудительные люди, надо сказать. Ну, не то чтобы плюнули и пошли на другой берег рыбу удить, но взрыва эмоций не последовало.
7 30
Позже к ним добавятся двое незадачливых дайверов.

Почему-то кадры, где человек идёт в сторону маяка навевают на меня некую смутную тревогу. Именно когда к маяку , а не от него. Интересно, есть ли этому убедительное психологическое объяснение?
33 6

Остров настоящий, маяк тоже. Нашёл на картах - East Anacara Island, около 30 морских миль на юго-юго-восток от Санта-Барбары.
1 2

Много океана, много воздуха, много пространства. Летающая тарелка классическая, круглая, «серебристого металла», зеркальная. Летает медленно, зловеще, строго параллельно горизонту. Обратите внимание, ни на одном кадре горизонт не завален. Да, несовершенство комбинированных съёмок иногда режут глаз, но сам подход к поведению тарелки в кадре, можно сказать, перфекционистский.
19 22
29 13
Сразу представляешь как штативы выравнивали - на таком каменистом грунте-то, наверное, тоже непростая задача.

Ну и Уайет, как без него.
10 11

Актёрской игрой тут никто не сражает, режиссура далеко не великая, но вот что есть - обильные, качественные, не глупые и не вычурные спецэффекты. В происходящее веришь.
И главное - фильм реально страшный. Посмотри его в юном возрасте, из под кровати не вылазил бы сутки.
Погружение в параноидальный страшный сон удалось на все сто, сон, где на горизонте то астероид, то ядерный взрыв, то нездешний технический объект выписывает пируэты и всё норовит сверкнуть лазером в окно. Причём эффект построен на агорафобии, что в хоррорах встречается редко. Пространство гнетёт и источает угрозу, чувствуешь себя кроликом под прицелом роботизированного дрона, или жуком, приготовившемуся к медленному расплющиванию гигантской сковородой.

Параллельно заседают военные с учеными. Лихорадочно выясняют, что делать дерзким вторжением в воздушное пространство: засылают вертолет, самолет, катер береговой охраны, пытаются пробиться сквозь радиошумы - но всё у них как-то не складывается.

27 36
Линия "внешнего мира" вообще выглядит лишней, дурацким атавизмом из сай-фая 50-х, где в бутафорских командных пунктах с лампочками бравые военные рвутся на подвиги, а представительный седовласый профессор обязательно выдвинет идею, которая тут же окажется верной: "А вдруг радиоактивные полипы общаются в инфракрасном спектре?" , "А что если ксенопаукам нужны наши женщины, но они не могут их идентифицировать?" "Эврика! Человеческая кровь необходима грибам как топливо для межзвездных скачков!"..

Этот дядька тут главный мозг, главный специалист некоего "отдела специальных расследований" - военные попросили его разобраться, и ведь вежливо слушают, не перечат.
5 8

А вот героического сопротивления уфонавтам не будет, упор делается на реалистичность и встреча с гостями откуда-то-там к положительным последствиям не приведёт ни для кого.
31 25

Смех смехом, но получился почти образцовый уфологический хоррор - не в смысле того что кино хорошее, нет, это категория "Б" очень нишевого прицела - но в плане психологической отработки выбранной темы. Тут не встретишь вурдалаков из склизкой резины и "мужиков в шубе"; к делу подошли хоть и без денег, но со всей серьёзностью, попытавшись влезть в шкуру несчастных контактёров не наговорив лишнего и не выдвинув глобальных обобщений - всё строго в соответствии с каноничными "рассказами очевидца", которые, сделав перерыв на весёлые 60-е и раннесемидесятнический отходняк, снова зачастили в конце 70-х, предваряя обновление обывательских неврозов и грядущее президентство Рейгана. И на контрасте с архаично поданной возней в кабинетах выделяется эта смена угла восприятия уфологической тематики в средне-низовом кинематографе: если в 50-х пришельцам приписывалась некоторая если не рациональность мотивов, то восторженная их познаваемость, то здесь лишь констатация беспомощности, кататонического оцепенения и какого-то беспросветного одиночества, а в финале, кажется, ещё чуть-чуть, и настрой свернет в социалку и экзистенциальные этюды.
41 42
38 35

Как режиссер Джон Котс больше не сделал ни одного фильма, однако вскоре с головой ушёл в создание визуальных эффектов, последующий послужной список огромен.
В этом же году вышли "Близкие контакты третьей степени" Спилберга, и так и хочется включить стращателя пионеров, бывалого бородатого туриста у костра, и молвить, мол, Спилберг рассказал хорошую красивую сказку, а режиссер-технарь Котс показал жуткую правду жизни, в которой прикосновению к космосу сопутствуют не семейные ценности, вера в разумный диалог и стремление к познанию, а только холодное и неотвратимое безумие.
Но так или иначе, кино по-своему интересное; правда не могу не повесить традиционный дисклеймер - сильно на любителя проникаться отпечатками времени и исследователя субкультурных артефактов.

Tags: Кино
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments