xraptor (xraptor) wrote,
xraptor
xraptor

Categories:

Пара хитов сезона

Отсмотрел два популярных фильма, один про войну, другой про тарелки.

Грейхаунд/Greyhound (США, Китай, Канада, 2020)
Специализированное военно-историческое полотно, представленное в форме производственной драмы.
Февраль 1942 г, конвой из 37 судов идёт через Атлантику, отбиваясь от немецких субмарин. Повествование ведётся из рубки эсминца "Грейхаунд" под командованием персонажа Тома Хэнкса.
Кино весьма техническое, что в некотором смысле удивило - обычно в этом жанре упор делается на зрелище и пафос, здесь же война подана как изнуряющая монотонная работа, постановщики пытались сделать акцент на матчасти и быте, и даже проиллюстрировать тактические детали боя. Местами, правда, приходилось разгонять мозг, пытаясь на ходу освоиться в терминологии и понять как именно что-то происходит, какова диспозиция и динамика баталий. Тем более, общие планы с маневрирующими корабликами поставлены довольно малоинформативно, а художественный инструментарий нехитрый - это далеко не "Das Boot" Петерсона, хоть в уме пытались держать именно его, а не "Перл Харбор" Майкла Бэя и подобные цветастые героические эпики.
Наверняка "заклепочники" разных школ заклепочничества найдут множество команд не по уставу, торпед не той системы, не в тех местах выныривающих подлодок и прочих вопиющих нелепостей; или же наоборот, возбудятся на сцены акустического мониторинга и расчета маневра вручную. Во всяком случае, им там есть о чем спорить.
Про Тома Хэнкса нет смысла говорить - роль у него очень простая, и отыгрываемая уже на автомате, что-то вроде "Капитан Филипс" встречает "Рядового Райана", да и в целом драматургия тоже не великая, нет ни конфликта характеров, ни толком вообще неноминального конфликта. "Шахтеры разгружают уголь". Порадовала Элизабет Шу в минутной роли в прологе - просто приятно было её увидеть и вспомнить ту девочку с шимпанзе из "Линка".
Средней добротности батальное кино из той категории, что обязательно стоит оценить любителям "железок" и истории ВМФ, иным же зрителям может показаться сухим и однообразным. Компьютерная графика, увы, тоже предсказуемо бросается в глаза, из-за этого сцены "на воздухе" намылены типичным для рендера блюром, и на контрасте с холодными спартанскими коридорами судна ловишь своеобразный клаустрофобический эффект, будто сидишь внутри пыльной трансформаторной будки. Тем не менее, технично, не затянуто, учитывая пресловутое "куда всё идёт в американском кинематографе и вообще" очень сбалансировано и без перегибов, и с задачей  в первом приближении вырвать молодёжь из лап рэпа и марксизма заинтересовать молодёжь военно-морской тематикой вполне справляется.

Бескрайняя ночь/The Vast of Night (США, 2019)
Минималистичный уфологический квест в ретро-обёртке.
Конец 50-х, городок Кайюга, Нью-Мексико. Эверетт - диктор местной радиостанции, Фэй - телефонистка-старшеклассница. Эверетт четкий-хваткий-прогрессивный молодой интеллектуал, Фэй суетливая ботаничка, фанатка сай-фая. Работают, фактически, в паре - автоматическая коммутация звонков была не везде, "девушка, Смольный" была ещё привычным персонажем лампового интерактива. И вот коллеги ловят нездешний сигнал в эфире, посреди ночи хватают ноги в руки и бегут выяснять что-где-куда-да-откуда.
Первая треть сознательно забалтывается диалогами, причем диалоги небанальные, сценаристы очень хотели добавить естественности, уводя болтовню в бессмысленно-бытовые стороны, заодно не забыв предсказуемо, но уважительно поиронизировать над видением технического прогресса из тех далёких времён. Диалоги оставляют ощущение "прошаренности" - так сказать, интеллектуальной работы сценаристов. Атмосфера летней ночи в Нью-Мексико присутствует с небольшим привкусом досадной "цифровизны", компенсируемой пространной литературно-транзисторной ностальгией, то бишь дачного чтения мягких книжек серии "Зарубежная фантастика" с последующей полуночной ловлей Очень Странных Радиостанций приёмником "Томь-305".
Дальше начинается встреча с неизвестным в форме подчеркнутой минималистичной технологичности - от длинных статичных крупных планов до выпендрёжных "пролетов камерой" по ночным дворам городишки. Но в артхауз не заносит, азы ремесла авторами освоены, саспенс работает, адреналин выделяется, действие - увлекает. При этом авторы с первых кадров декларируют вдохновленность старыми тв-шоу вроде "Сумеречной зоны", и в саму фабулу ничего необычного для жанра не стремятся привнести вообще. Холодное экспериментаторство с формой превалирует над взаимодействием героев - казалось бы, столь умело прописанные характеры должны резонировать, влиять друг на друга, эманировать и нагонять у зрителя чуткое сопричастие, но нет - напарники, по сути, успели только испугаться. И вот этого сладкого ядра хороших квестов - романтики единства целей, как, навскидку, в "Кортике" или "Кроваво-красном" тут мне не хватило.
История, как ни крути - лохматый уфологический стандарт, однако форма - пример креативного переосмысления работы в стилизации. Как не раз упоминал, сай-фай 50-х-60-х наплодил такую россыпь простых сюжетов с потенциалом на раскрытие в безумное зрелище, что бери да переснимай каждый второй, никто в обиде не будет - и "Бескрайняя ночь" здесь пример таки.. не то чтобы во всём положительный, но вдохновляющий на подвиги, дающий молодым режиссерам понимание, что не все формы, настроения и ассоциативные ряды ещё отработаны на сто, многое можно взять, и при наличии фантазии, кругозора и внимания к деталям, переснять с нежданного ракурса, не утруждаясь переформатированием традиционной структуры содержания - и будет, по крайней мере, смотреться свежо и занятно.
Tags: Кино
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments