xraptor (xraptor) wrote,
xraptor
xraptor

Categories:

Спутник (Россия, 2020)

Сай-фай хоррор в подозрительно стерильной обстановке позднего СССР.
Инопланетное чудо-юдо заражает собой космонавта, космонавта сажают на карантин в секретном НИИ. По ночам чудо-юдо выкарабкивается из космонавта через рот и просит кушать. Решать проблему призывают прогрессивную докторицу Татьяну (О. Акиньшина).

Здравый смысл и правдоподобие в фильме искать не то чтобы бесполезно - не нужно, он вообще не про логику и разумение, хотя формально законы жанра вроде как соблюдены. Похоже, так и задумано.
Общее впечатление - авторы не совсем простаки и не конъюнктурщики, хотели честно потоптаться возле всяческого окололитературного постмодернизма ,т.н."сороковщины-пелевенщины", и андеграунда 90-х, разухабисто колдующего вокруг образов т.н. "советского космоса". Зайти на эти огороды со стороны техничного американского сай-фая вэхаэсных/раннедивидишных эпох, ну и попутно поиграть с формой, окунуться в гулкую заборно-коридорную казёнщину "объектов" времён Андропова, такое "ретро на любителя".
Но во-первых - не успели. Выйди фильм лет 20 назад - породило бы отголоски в субкультурах, колонки в журналах, перепалки на вечерних тв-шоу,  наклейки в кофейнях и т.д. Замордованное понятие "актуальность" таки работает каким-то образом - только, видимо, нынче повестка настолько резво опережает рефлексию, что инерционность подобных подразумеваний буквально ощущаешь основанием уха, как громыхание старого лифта в шахте из рабицы.
Во-вторых - слишком усердно копировали мэйнстримные приёмы, сильно не хватило самобытности и анархизма. Туда бы Андрея И образца года 1995 режиссером.

Из визуального, субъективное:
Понравился кадр, где героиня Акиньшиной сидит за партой, на ней сине-зелёная рубашка с отливом и электронные часы. Очень в стиль, однозначная удача костюмера.
Ещё запомнил момент, ближе к концу, когда автобус подъезжает к остановке. Учитывая внимание оператора к геометрии, приверженность скандинавской ортогонально расчерченной компоновке, ждёшь, что он должен остановиться ровно посередине кадра - а он вдруг встаёт, недоезжая пару метров. Скорее всего, не нарочно получилось, просто водитель под кадр не сумел затормозить - но всё равно, тянет на ироничный символизм ..могло бы потянуть.
Но вот что не могу понять абсолютно - так это выбор формата 2.35:1 для картины, действие которой происходит в тёмных прямоугольных помещениях, фактически коридорный хоррор. Как-то абсолютно противоестественно - кадр постоянно хочется сжать по краям, много пустот, лишнего места, умельчающего персонажей в локации. Само решение впихивать минималистичную квадратную клаустрофобию в узенькую полосочку какое-то бестолковое. Ну и звук странный, сколько громкость не прибавляй, все себе то под нос бубнят - не слышно, то наоборот - орут. Не знаю, то ли со звукооператором проблема, то ли с дикцией у актёров.

В общем, уже не первый раз ловлю этот эффект, когда признаёшь, что некоторый уровень умения есть.. а всё равно сидишь с кислой миной. Дипломатичная встреча с мороженой сельдью.
Будь у меня продюсерское чутьё, предположил бы, что на южнокорейском рынке фильм должен снискать успех. И ещё, подозреваю, как комикс, ("графический роман", если угодно) будет неплохо читаться.

Tags: Кино
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments