xraptor (xraptor) wrote,
xraptor
xraptor

Categories:

Довод/Tenet (Великобритания, США, 2020)

Трудолюбивый спецназовец противоборствует злонамеренному контрамотству.

Попробую сформулировать рабоче-крестьянским языком, почему не люблю Нолана.
Дело в том, что его фильмы, они по сути своей отнюдь не про фокусников, не про Бэтмэна, не про эвакуацию английских войск, не про путешествия через сны или к чёрным дырам - они про "Я шерстяной волчара Кристофер Нолан, Боже, как я хорош, как мощны мои лапищи!" - исключительно про суперэго режиссера, а всё остальное глубоко вторично. Как бы ни хотелось в этом усомниться, оценивая внешнее качество постановки. Несомненно, он профессионал, здорово освоивший многие технические и драматургические приёмы; он ни в коем случае не дурак и не ремесленник - в его сложносочиненных детищах действительно есть и драйв, и интеллектуальный заряд, они честно обслуживают свою аудиторию - но ядро именно в этом - "Смотрите, как я крут! Какие повороты! Как сложно! Как умно! Смотри в экран, а то деталь пропустишь!, Это только Нолан так может!", пафос самовозвеличивания сияет во все стороны, эгоцентрика семидесятитонным танком проезжается по всем возможным эмпатиям, оттенкам и нюансам, оставляя лишь адреналин и математичные игрища. Не то чтоб это как-то невероятно плохо, просто я некой антенной эти флюиды ловлю, и сразу хвост дугой, шерсть ежом, уши к затылку и взгляд недобрый.

"Довод", в общем, не исключение. Рассказанная Ноланом история сложна в механизме, но проста в сути. Есть рыцарь без опознавательных знаков, есть дева в беде, есть злодей с волшебным артефактом. Рыцарю даже не придётся толком делать выбор между артефактом, девой и злодеем, и проявлять лучшие чувства - Нолан восторгается детерминированностью, укладывая витиеватые причинно-следственные связи в неизменную временную петлю, а людские проявления используя только как декоративные набалдашники на концевиках стальных валов изощренно замороченной коробки передач. Ему хватило чувства стиля и уместности заказать их у лучших производителей, подогнать по месту и украсить лазерной гравировкой, но идея инсталляции - именно сама коробка передач, ящик с муфтами и зубчатыми колёсами, искусственно переусложненный, но неуклонно манящий ценителя с определённым складом мышления. И как всегда бывает с подобными вычурными конструкциями, на вопрос "а зачем так сложно" ответ будет "а в этом-то вся фишка", а на вопрос "а почему это работает именно так?" вообще не даётся ответа.

Идея с инверсией времени, реверсом энтропии и т.д. - забавная. Не скажу что новая, "Понедельник начинается в субботу" все читали, но смотрится достаточно остроумно. Гикам-физикам и математикам развлечение, будут инфографику рисовать. Сценаристам, в целом, респект, все важные для сюжета уроборосы отслежены, скручены попарно в бублики и подвешены к потолку таможенного склада, т.е. внутренняя логика концепта воспроизводится. Но вот к самой физике процессов полно вопросов, а начнёшь задаваться - всё посыпется.

Интрига, помимо монтажа и фирменного удалбливания музыкой, удерживается "мистерией конспирологии" - эксплуатацией подозрений обывателя, что с тревогой и растерянностью наблюдаемая информационная сложность, совокупность разрозненных и алогичных с виду событий имеет за собой хитро выстроенную, но стройную и рациональную подноготную. И это лучшая часть фильма, в первой половине действо смотрелось куда интереснее, чем когда на зрителя всерьёз посыпались все темпоральные переплетения. Там уже влёт всесторонне осознать что происходит сложно, да и не нужно - режиссер хватает за шкирку и снова в бой - а потом и не очень-то хочется. Кто из контрамотов кого переконтрамотил, в какой последовательности и с какой целью - следить устаёшь. Даже маркеры грядущих сюжетных твистов абсолютно не трогают, их отмечаешь, и сразу угадываешь примерный смысл безотносительно механизму, ведь в плане киноязыка Нолан ничего нового не придумал. Шестеренки и шестеренки, эвольвентное зацепление, модуль зуба, все дела. Так что тут уж либо интересны такие ребусы сами по себе, либо нет. При этом не согласен с мнением, что фильм холоден и чрезмерно серьёзен - он не холоднее, чем задумано, да и юмор там есть, просто автор настойчиво предлагает не отвлекаться на ерунду.

Актёры все без исключения очень симпатичные, даже Майкла Кейна позвали на роль свадебного генерала из английской разведки, но играть им, конечно, нечего. Больше всего повезло Элизабет Дебики и Кеннету Брана - у них хоть какой-то психологический конфликт прописан, остальным оставалось лишь являть харизму и красиво супиться. Диалоги так себе - люди такими пафосно-односложными намёками не разговаривают. Мотивации - только чтобы стенки не валились. Ни о ком мы не узнаем больше, чем полагается им по функционалу, например, непонятно как вообще героиня Дебики, избалованная искусствоведка с аристократическими замашками, сошлась с почти комиксоидной злодейности русским олигархом, при каких обстоятельствах выиграла конкурентную борьбу у тысячи алчных инстаграмщиц - между такими людьми ментальная и культурная пропасть, даже если им и приходится пересекаться. Впрочем, отставить классовые стереотипы, всякое бывает.
Главный герой (ФИО засекречено, codename Протагонист) - ну десантник и десантник. Дерётся, стреляет. Информации о нём не больше чем в бейджике. Подозрительно сметлив в вопросах неочевидной физики ситуаций, но по глазам видно - только потому, что реплики заучил.
Присутствует наш актёр Колокольников в бессловесной роли мордоворота. Камера его там внезапно любит, останавливется на подчеркнутых освещением фактурных выпуклостях лица, взывая к ассоциациям с картинами Арчимбольдо.
Вот кто очень понравился - индийской внешности агент на подхвате (актёр Химеш Патель). Характер, совмещающий удаль, мастеровитость и расслабленную готовность на тихий подвиг сомнительными методами. "Нууу, это конечно так нельзя делать, но нужны кусачки, кусок рубероида и паяльник, как скажу, тяни за скобу на себя и вбок...когда заискрит, кричи" - есть такой типаж, встречал. Однозначная актерская удача.

Ожидаемо хорошо в визуально-технической части - качественные трюки, настоящая тяжелая техника, настоящие яхты, поезда, самолеты, вертолеты, катамараны, живописно бороздящие моря офшорные суда и образцовые нагромождения складской инфраструктуры. Есть внимание к деталям, особенно порадовала старорежимная лаборатория дамы, вводящей главного героя в курс дела - будто тысячу раз видел этот столик со шкафчиками, мини-телевизор, пыльный дисковый телефон, колченогая железная лампа, какой-нибудь неподъёмный древний вольтметр в углу - именно так и выглядели лабы в ВУЗах и НИИшках, лет 20+ тому назад. Не хватает традесканции, подарочного календаря от подшефного завода с щедро омываемой СОЖ фрезой и засаленного портрета Харатьяна.

Экшн качественный, но во второй половине таки утомляющий однообразием ритма. И как ни хвали за предметную часть, финальная битва всё равно выглядит нелепо, воспринять её серьёзно ну не вышло совсем - какое-то шоу страйкболистов с показательной беготнёй толпами между закопанными на пустыре взрывпакетами.

Можно ли, пробившись сквозь неуёмную нолановскую гордыню, извлечь из всего этого какую-то сверхидею, урок? Тут вот какое дело: часто сюжеты о путешествиях во времен, независимо, сводятся ли они к к назидательной предопределенности, или к превозмогательным царапкам "no fate" на верстаке, в итоге транслируют довольно простую мысль о том, что лучше не загонять себя в безвыходные ситуации. Вплавить этот мотив в конкретного героя не получается, т.к. герои тут и так избыточно функциональны, и в силу предлагаемой структуры рассказа будут вечно петлями гонять по ленте Мёбиуса, позиция их динамически не определена относительно конфликтного водораздела, а за следующим поворотом, возможно, драться придётся с самим собой - так или иначе мы наблюдаем процесс с точки зрения инструмента, безымянных стоиков, делающих свою работу, соответственно симпатизировать мы должны части от целого, находящейся в фокусе, соизмеряя её с проекцией простейших поведенческих свойств и реакций, помогающих ей функционировать исправно. Т.е. долг, желание защитить близких, умение работать сообща. Ну, сойдёт за мораль, почему нет.
Ещё, обращает на себя внимание своеобразный интернационализм, космополитизм Нолана, уход от явных политических паттернов в "общесистемную" проблематику, только интернационализм в элитарных и тяготеющих к элитарным слоях - параллельный интернационализм, например, есть у не менее народного режиссера Гая Ричи, только там слои наоборот, низовые.
Другое дело, от этих изысканий не жарко не холодно, вообще, кино для молодых (чуть не добавил - программистов)— тех, кто органично для себя прощает отсутствие сложности человеческой в угоду сложности математической.

Так, развлекло, особенно в первой половине. Техническая часть - пример для многих. Можно было бы если уж не почеловечнее, то покороче. Пытливому юношеству, интересующемуся логикой и парадоксами физики должны быть даже полезны такие фильмы - можно покрутить себе мозг и тем самым в какой-то мере его развить. На школьных факультативах, вероятно, полезно разобрать - грузики с тележками там покатать с обратной кинематикой, кастрюльки подогреть с обратной термодинамикой.
Нормальный аттракцион. Но Нолана сильнее любить не стал.

Tags: Кино
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments